Малиновый звон

Колокольном звоном созывался народ на вече. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе

"На другие собрания можно приглашать чрез вестников, письмами, чрез объявления; во храмы призывает Бог: нужно, чтобы и призыв напоминал Бога и звуки зова трогали бы сердце".
(Н.Kopcyнcкий)

Бом, бом, бом – утро растревожено,
Бом, бом, бом – глушит птичий гвалт.
Бом, бом, бом – спешите в храмы Божии,
Бом, бом, бом – пока еще, пока еще звонят.
Русь Святая зовет,
Звон плывет, как встарь.
Русь Святая живет,
Пока звонит звонарь.
(Иеромонах Роман)


Вот уже много лет я слушаю голоса колоколов небольшой церквушки, которая стоит в трех автобусных остановках от моего дома. Колокола в церкви небольшие и не слишком звонкие, тем не менее голос их все равно достигает ушей верующих, приглашая к началу богослужения. Я не могу точно сказать, какие чувства пробуждает во мне колокольный звон. Но одно из них – чувство ожидания. Ожидания чего-то хорошего, праздничного... Может быть, лучших времен...

Сегодня на Руси вновь отливают колокола. В скором времени будет отлит 65-тонный колокол "Царь". А в начале прошлого месяца в Троице-Сергиевой Лавре на самую высокую звонницу нашей страны были подняты два огромных колокола – "Первенец" и "Благовестник". Они заняли место "Бориса Годунова" и "Корноухого", сброшенных и разбитых большевиками в конце 1929 – начале 1930 гг. Хочется верить, что в России больше никогда не станут уничтожать колокола, ведь они являются не только принадлежностью православного храма, но и уникальными произведениями искусства, исторической ценностью. А их звон служит не только для целей богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Колокольном звоном созывался народ на вече. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе.

История появления колоколов очень давняя. М.Пыляев писал, что начало употребления колоколов приписывается египтянам; они будто бы употреблялись при священнодействиях в праздники Осириса. О колоколах упоминают Тибул Страбон и Полибий, жившие за двести лет до Рождества Христова; подробно описывает их в своих еврейских антиквариях Иосиф Флавий. Легенды Востока утверждают, что родина колоколов – Тибет, а их изобретатель – Аблома, сын Аботени и его четвертой жены Джамир Гимбаре. По одной из версий, слово "колокол" выведено из выражения qalik qol-, составленного из двух древнетюркских слов: qalik (небо, небеса) и qol- (просить, молить). (По другой версии, слово "колокол" имеет корень с греческого "калкун", означающее "клепало" или "било", поскольку у греков колоколами служили деревянные и железные полосы, в которые били палками или колотушками.) Якобы именно от тюрков традицию использовать колокола для сбора верующих первыми заимствовали армяне. Во всяком случае, в Эчмиадзине – духовном центре Армянской Апостольской Церкви – хранится древнейший колокол с Тибета, видимо подаренный тюрками.

Но все же появление колоколов в христианстве обычно связывают с именем святого Павлина, епископа Ноланского (353-431). Ему будто бы приснился сон, в котором он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Эти цветы и подсказали Павлину форму колоколов. Впрочем, по мнению историков, Павлин не ввел колокола в практику церкви, так как ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели о них не упоминают. Только в начале VII века римскому папе Савиниану удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского богослужения. На православном Востоке колокола появились во второй половине IX века. По просьбе императора Василия Македонянина (867-886) венецианский дож Орсо (Урсус) прислал в Константинополь 12 колоколов. Они были повешены на башне при Софийском соборе. Однако это нововведение не имело широкого распространения, и лишь после занятия в 1204 году Константинополя крестоносцами колокола вновь стали появляться при храмах.

На Руси колокола появились почти одновременно с принятием христианства в 988 году. Наряду с колоколами употреблялись также била и клепала, которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. Сначала колокола были небольшие, и было их при храмах немного, по два-три. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде упоминаются колокола при храме св. Софии в самом начале XI века. В 1106 году Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон". Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII века. Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви было найдено два колокола. Один из них, коринфской меди, весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков, считается древнейшим русским колоколом.

С XV века в России появились собственные заводы по отливке колоколов. Тогда и стали отливать колокола больших размеров. Такие колокола имеются в Москве, на колокольне Ивана Великого: колокол по названию "Вседневный", весит 1017 пудов 14 фунтов; колокол "Реут" – около 2000 пудов; самый большой колокол называется "Успенский" или "Праздничный" и весит около 4000 пудов. Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является "Царь-колокол". Его литье завершилось 25 ноября 1735 года. Оно стоило, кроме материала, 62 тысячи рублей, и колокол далеко превзошел величиной и весом все существовавшие колокола в мире. Вес его 12.327 пудов и 19 фунтов, высота 19 футов 3 дюйма, окружность 60 футов и 9 дюймов, толщина стен 2 фута.

Царь-колокол после своего отлития до весны 1737 года находился в яме. Над ямой построен был деревянный сарай для прикрытия колокола. Весной упомянутого года, 29 мая, в Москве сделался страшный пожар, известный под названием Троицкого. Загорелась и деревянная постройка над ямой, в которой стоял Царь-колокол: в яму начали падать горящие бревна. Сбежавшийся народ, чтобы спасти колокол, стал заливать водой раскаленный металл. Огонь потушили, но колокол испортили: один его край не выдержал резкого перехода температур и откололся. Царь-колокол однажды собрались перелить, но расходы оказались слишком велики. Архитектор Форстенберг в 1770 году хотел впаять вышибленный край, но, не приведя в исполнение своего способа, умер от чумы. Подняли колокол из ямы только в августе 1836 года.

После Октябрьского переворота 1917 года гонениям подверглась не только церковь, но и церковные колокола. Одним из первых советских декретов был запрещен набатный звон, чтобы исключить возможность призыва к выступлениям против большевиков. Кроме того, советская власть рассчитывала с помощью переплавки колоколов разжиться цветным металлом. А в 1919 году исполком Костромского горсовета просил Москву разрешить использование колоколов национализированных монастырей для переливки в котлы для столовых. В 1926 году были сняты колокола в Богоявленском монастыре. Чуть позднее лишилась почти всех своих колоколов звонница знаменитого Ипатьевского монастыря. При спуске самых тяжелых из них также пострадала колокольня. Это уже потом специалисты-профессионалы приноровились разбивать большие колокола прямо на колокольне или даже подрывать их на куски небольшими направленными взрывами. В 1929 году издательство "Атеист" выпустило тиражом в 10 тысяч экземпляров книгу "Церковные колокола на службе магии царизма", в предисловии которой было написано: "С каждым годом насильнический звон этот становится все тише и тише. Наступило время, когда церковные колокола должны окончательно замолчать по всей земле СССР, безоговорочно уступив место трудовым фабрикам и заводским гудкам". В результате большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно "исходя из государственных нужд". А в 1933 году на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение нескольких лет, как пишет Олег Стародубцев в статье "Из истории церковных колоколов", плановым порядком было уничтожено почти все, что православная Русь бережно собирала несколько столетий.

Сегодня искусство литья колоколов, как уже было сказано выше, возрождается. И это хорошо. Наверное, даже неверующему приятнее слышать звон колоколов, нежели "заводские гудки". Ну а у человека верующего церковный колокольный звон возбуждает радостное настроение. А радости нам как раз сейчас очень не хватает.

Справка

На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона:
1. Православный звон – в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осуществляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря. В свою очередь православный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон. Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.
2. Католический звон – в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом, с тем чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6.
3. Карильонный звон – в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2-5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном.

Выбор читателей