"Миллиардом больше, миллиардом меньше"

На вопрос о реальном размере своего состояния Машкевич отвечает с обескураживающей улыбкой: "Знаете, миллиардом больше, миллиардом меньше... кого это волнует?"

Крупнейшая израильская газета "Га-Арец" вынесла эту цитату президента Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК) Александра Машкевича в подзаголовок своей статьи "Казахский олигарх хочет стать еврейским филантропом". Обозреватель газеты Лили Галили начинает рассказ об А. Машкевиче с истории жизни президента ЕАЕК.

До 1987 г. Александр Машкевич читал лекции по клинической психологии и был самым молодым профессором в этой отрасли науки. За последние пятнадцать лет он превратился в бизнесмена, и сейчас его состояние оценивается более чем в $1 миллиард.

Такое изложение биографии Машкевича звучит как идеальное воплощение американской мечты в стране неограниченных возможностей. Такое могло случиться только в давние времена. Однако 48-летний Машкевич родился и получил образование в Кыргызстане, мусульманской республике бывшего Советского Союза.

Свое состояние он нажил в начале перестройки в соседней Республике Казахстан. Там ему принадлежит Евразийский банк – ведущая финансовая структура металлургической, железнодорожной и энергетической промышленности. Согласно подсчетам, под его влиянием находится около четверти экономики этой огромной страны.

На вопрос о реальном размере своего состояния Машкевич отвечает с обескураживающей улыбкой: "Знаете, миллиардом больше, миллиардом меньше... кого это волнует?" Даже когда Машкевич читал лекции в университете, его вряд ли можно было назвать бедным человеком. В стране, с уважением относившейся к интеллигенции, его зарплата в то время составляла 420 рублей ($50) в месяц – это было намного выше среднего оклада министра.

Даже тогда у него была собственная квартира, машина и дача для отдыха. Единственное, что изменилось к сегодняшнему дню, – машина другой марки, другая дача и дома в разных странах мира. Где? "Везде",- также уклончиво отвечает Машкевич, когда, как обычно, отвечает на вопросы политического характера или касается тем еврейского мира.

Машкевич - президент Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК), который он основал и поддерживает и который координирует еврейские общины бывшего СССР, Японии, Индии и стран Океании – всего 28 государств.

Судя по всему, Машкевич - один из крупнейших олигархов бывшего СССР. Олигархи, обладающие как богатством, так и правительственным влиянием, приобрели плохую репутацию. В отличие от часто используемого на Западе слова "магнат", имеющего позитивную окраску, термин "олигарх" вызывает негативные ассоциации. Так назвали киноленту с антисемитским подтекстом (в Израиле название фильма перевели как "Магнат"), которая бросила тень на евреев-олигархов. В русскоязычной среде эту картину расценили как знаковую. "Я не видел этого фильма,– говорит Машкевич в одном из немногочисленных интервью во время краткого визита в Израиль,- и не могу сказать, что существует только один образ олигарха. Вместе с тем, я могу понять глубокие подозрения к людям, которые слишком быстро нажили свое состояние".

Машкевич замечает: "То же происходило и в США в период первичного накопления капитала. К сожалению, существуют основания для такого отношения к определенным людям, но не ко всем. Время от времени им приходится сталкиваться с подозрениями, пока люди не разберутся, кто вы на самом деле. Я думаю, что в будущем богатый человек из СНГ будет восприниматься нормально, так же, как американский капиталист".

Раввины и имамы

Машкевичу преподали важный урок другие еврейские олигархи, такие как Владимир Гусинский и Борис Березовский, которые были близки к ведущим российским политикам, в том числе к президенту Путину, до тех пор, пока не попали в опалу. "Из-за этого мне не нравится заниматься политикой",– говорит Машкевич,– "для меня важен бизнес и благотворительность".

Но, видимо, не только это. Сопровождаемый делегацией из 50 раввинов Машкевич прервал свой визит солидарности в Израиль на второй день, еще до завершения переговоров с израильскими политическими деятелями. Он улетел домой после того, как был захвачен театральный центр в Москве.

Геополитическое расположение Казахстана и уникальный статус Машкевича дают ему единственный в своем роде доступ к мусульманскому миру. За день до визита в Израиль в качестве президента Евро-Азиатского Еврейского Конгресса Машкевич организовал встречу 30 влиятельных раввинов со всего мира с группой ведущих казахских имамов. "По ходу диалога становилось ясно, что между иудаизмом и исламом нет разногласий",- заявил Машкевич.

Недавно он использовал свое общественное положение для решения другого существенного вопроса. Машкевич обратился к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву с просьбой вмешаться в дело о пропавших израильских солдатах. Машкевич утверждает, что Назарбаев находится в прекрасных отношениях с президентом Ирана Мохаммадом Хатами, и что глава государства обещал серьезно подойти к проблеме исчезнувших солдат. Он дал указание МИД Казахстана взяться за выяснение судьбы израильского летчика Рона Арада.

По всей вероятности, Машкевич видит свою личную миссию в снижении напряженности между Израилем, евреями и мусульманским миром. Он подчеркивает, что проблемы в исламском мире порождают экстремисты, которые составляют подавляющее меньшинство. "Я сам вырос среди мусульман",– рассказывает он, – "родился в Кыргызстане, знаком с Узбекистаном и Таджикистаном также хорошо, как с Казахстаном. Мы ведем бизнес и с арабскими странами, у нас огромный опыт общения со всем мусульманским миром. Мы должны различать экстремизм и ислам как таковой".

На утверждения, что в Израиле иммигранты из мусульманских республик бывшего СССР становятся политическими экстремистами, Машкевич отвечает: "В мире 1,2 миллиарда мусульман. Даже если 10 миллионов из них экстремисты, это всего лишь 1%. Проблема в том, что из-за никудышной информационной политики нам навязывают мнение, что весь мусульманский мир настроен против евреев. Подход должен быть совсем другим. Надо показать, что большинство мусульман ничего против евреев не имеет, и тогда международное сообщество посмотрит на происходящее в Израиле другими глазами".

Во время визита в Израиль у Машкевича нашлось время, чтобы провести короткие встречи с несколькими политическими лидерами. Среди них были министр иностранных дел Шимон Перес, особенно заинтересовавшийся еврейско-мусульманским диалогом, и министр обороны Биньямин Бен-Элиэзер, которого волновал розыск пропавших израильтян. На обеде, данном Машкевичем в Иерусалиме, присутствовал Хаим Авраам, отец Бенни Авраама, одного из трех солдат, похищенных "Хезболлой".

Вместе с тем, Машкевичу не удалось избавиться от противоречий, присущих организованному еврейскому сообществу. В Израиле проявилась скрытая конкуренция с магнатом Львом Леваевым за власть и влияние в СНГ. В делегации раввинов, которых Машкевич привез на встречу с двумя верховными раввинами Израиля, не присутствовали руководители религиозного движения "Хабад", ассоциирующегося с Леваевым. Неофициально считается, что планируемая встреча Машкевича с президентом Израиля Моше Кацавом была отменена из-за давления этой группы.

"Я не знаю, почему президент не пожелал нас увидеть, но я уважаю его решение,– крайне осторожно говорит Машкевич,– мы встретимся с ним в другой раз: мы же занимаемся вещами, которые нужны как государству Израиль, так и всему еврейскому народу. Цель Евро-Азиатского Еврейского Конгресса – служить интересам всех еврейских организаций. Кстати, главный раввин Казахстана – из "Хабада". У евреев слишком много общих врагов, чтобы позволить себе нагнетать внутренние разногласия".

Новый игрок

Глядя на происходящее с оптимизмом, можно увидеть в таких внутренних разногласиях признаки нормализации еврейской жизни в этом регионе планеты. Несомненно, существование Евро-Азиатского Еврейского Конгресса, в котором состоят общины из 28 стран, меняет структуру двуполярного еврейского мира, в котором доминировали Израиль и американские евреи.

В еврейском мире появился новый игрок, объединивший сообщества, которые до сих пор не были достаточно организованы. Это новый мир и для самого Машкевича. Не считая посещений синагоги в раннем детстве вместе с дедушкой, Машкевич получил светское воспитание и был вдалеке от еврейской жизни.

В 1999 г. его избрали главой Еврейского Конгресса Казахстана, объединившего оставшихся там 700 тыс. евреев. В текущем году Машкевич основал Евро-Азиатский Еврейский Конгресс, способствующий росту еврейского самосознания в тех общинах, где оно практически исчезло.

Как и везде в еврейском мире, у евреев Евразии существует естественное противоречие между поддержкой Израиля и расходами на нужды своих общин. Часто Машкевичу приходится корректировать те решения, которые игнорируют интересы Израиля. Очевидное влияние американского еврейства на израильскую жизнь – новый урок для евреев, близких к власти в странах СНГ. Недавно Машкевич пытался предотвратить закрытие израильского посольства в Беларуси, расценив такое намерение правительства Израиля как серьезную ошибку.

В последние годы Машкевич окружен раввинами и содействует сближению религиозных и светских евреев. Он финансирует издание журнала "Евреи Евразии", экземпляр которого вручил недавно премьер-министру Ариэлю Шарону. Машкевич построил несколько больших синагог. Одна из них названа в честь его матери.

Он связывает резкие изменения в своей жизни с переменами в СССР. "Вероятно, я всегда подсознательно хотел заниматься бизнесом",– отмечает Машкевич,– "и в психологическом плане, переход в сферу бизнеса не был для меня трудным. Честно говоря, я не имел ни малейшего представления о том, с чего начать. Я учился на своих ошибках, работая по 20 часов в сутки. Когда я понял, что богат? Видимо, я все еще этого не понял. Я только начинаю, и, так же как писатель, мечтающий о бестселлере, я как бизнесмен продвигаю ряд проектов, которые позволят мне войти в первые ряды деловой элиты мира. Я определенно стремлюсь к этому и не заинтересован во власти, которая сопутствует официальным должностям. Мне интересна та власть, которую дают деньги".

Машкевич говорит о себе, что не изменился. Его ближайшие приятели – друзья детства или коллеги-преподаватели. Теперь некоторые из них работают вместе с ним. Этим людям он по-настоящему доверяет. Не так давно они, в числе многих других, были гостями на роскошной свадьбе, которую Машкевич устроил своей дочери в Монте-Карло. "Это просто удобно расположенное место, доступное для моих друзей со всего света",– оправдывает он свой выбор. Но, несмотря на то, что, по его словам, он еще не накопил достаточное состояние, бывший научный работник Машкевич свободно и уверено идет по жизни в окружении множества помощников, как будто так было всегда.

"Вам интересно, как заработать миллиард долларов за 15 лет?" – спросил меня один из них, когда Машкевич отвлекся, чтобы ответить на один из бесчисленных телефонных звонков. "Вы просто выходите на балкон и набираете номер на своем мобильном телефоне".

Выбор читателей