Генерала приняли –
генерала сдали

Стратегическим планам США по подготовке "своего сукиного сына" на место Хусейна нанесен серьезный удар. Иракский генерал, на которого Штаты якобы сделали ставку, накануне был задержан полицией Дании

Стратегическим планам США по подготовке "своего сукиного сына" на место Саддама Хусейна нанесен серьезный удар. 64-летний иракский генерал Низар Аль-Хазраджи (Nizar al-Khazraji), на которого Штаты якобы сделали ставку, вчера был задержан полицией Дании по обвинению в геноциде курдского населения Северного Ирака. И хотя те события происходили почти 15 лет назад и расследование датская прокуратура вела тоже не один год, выбранный для торжества правосудия момент заставляет подозревать старушку Европу в скрытом саботаже планов Нового Света по Ираку.

В начале этого года слухи о том, что опальный иракский генерал Низар Аль-Хазраджи чуть ли не назначен Вашингтоном преемником Саддама, активно муссировались в прессе. Подозрения во властных амбициях основывались главным образом на второстепенных фактах. Например, на том, что Хазраджи стал самым высокопоставленным иракским военным, перешедшим в оппозицию режиму Хусейна. Действительно, один из самых успешных военачальников периода ирано-иракской войны (1980-1988 гг.), он сумел получить должность начальника Генштаба Ирака.

Однако было известно и другое: курды обвиняли Хазраджи в массовом геноциде своего народа в 1987 и 1988 гг., в частности – в участии в карательных операциях с использованием химического оружия. В то время генерал командовал Первым армейским корпусом и подчинялся указанием правителя Курдистана Али Хассана Маджида (Ali Hassan Majeed), между прочим, двоюродного брата Саддама Хусейна. В настоящее время на Западе фактически нет сомнений в том, что именно этот человек отдавал письменные директивы на применение против курдов оружия массового поражения, и Хазраджи не мог об этом не знать. Такого мнения в частности придерживаются и власти Дании, в которой бывший начальник иракского Генштаба был вынужден отсиживаться после бегства из своей страны.

Принимая во внимание эти факты, судебное преследование датских властей Низара Аль-Хазраджи вполне объяснимо. Однако стоит повториться: настораживает выбранный для этой акции момент. По сообщению The Washington Post, арест Хазраджи произошел, как только стало известно о его намерении покинуть Данию. Куда направлялся пожилой опальный военачальник – самая большая загадка. Хазраджи утверждает, что он хотел перебраться в одну из стран Ближнего Востока, возможно, в Саудовскую Аравию, причем вместе с семьей. Американские журналисты говорят, что генерал должен был в конечном итоге оказаться в северных районах Ирака и, опираясь на поддержку курдских племен, попытаться организовать заговор внутри иракской военной верхушки.

Датские власти, в свою очередь, говорят, что усмотрели в "чемоданных настроениях" Хазраджи лишь попытку бегства от правосудия. Биргитта Вестберг (Birgitte Vestberg), расследующая дела по международным преступлениям, ссылается на показания почти 100 свидетелей, обвиняющих Хазраджи в преступлениях против человечности, а также на заключения правозащитной группы Middle East Watch, оформленные еще в начале 90-х гг. Сам Хазраджи считает свой арест провокацией европейских агентов Багдада, стремящихся дискредитировать его в преддверии "большой войны".

Разобраться во всем этом непросто. Пружины большой политики, низвергающие одни режимы и ставящие на их место новые, скрыты от глаз посторонних. И хотя бы по одному этому ясно, что имя Хазраджи изначально было взброшено в СМИ в качестве отвлекающего. Я не случайно подчеркнул лишь внешнюю "привлекательность" кандидатуры Хазраджи в роли сменщика Хусейна. Отставной генерал одиозен не только своим более чем вероятным участием в массовом истреблении курдов – акции, от которой в свое время содрогнулся весь мир. Самое главное, что в личности Хазраджи нет ничего компромиссного. По сути, это тот же Хусейн, только оказавшийся за бортом власти. На Запад вполне успешный офицер Хазраджи бежал не в силу своих либеральных убеждений, а опасаясь попасть под очередную чистку военных, начатую Саддамом после странной гибели в авиакатастрофе тогдашнего министра обороны Ирака и покровителя Хазраджи Аднана Хайраллаха (Adnan Khairallah). Испания, куда вначале бежал экс-глава Генштаба, дала понять, что он нежелательная персона, и в 1999 г. Хазраджи переехал в Данию, где его жена получила вид на жительство, однако самому генералу в постоянном статусе отказали. По слухам, 62-летний Хазраджи смертельно боится быть убитым наемниками Хусейна, практикующего такой вид наказания за "предательство". Было известно, что четыре датских полицейских еженощно охраняют генерала, проживающего в одном из пригородов Копенгагена. Теперь выясняется, что, возможно, и затем, чтобы он не сбежал.

Надо ли говорить, что версия о возможном сотрудничестве такого человека с нынешними курдами, даже в рамках антисаддамовской коалиции, маловероятна. Кроме того, к генералу ревниво относятся такие относительно влиятельные оппозиционные группы как Иракский Национальный Конгресс и Иракское Национальное Согласие. Обе не без основания полагают, что данная кандидатура на роль иракского лидера ничем не лучше ныне имеющегося. Сам Хазраджи не раз повторял, что человек он сугубо военный, а новый лидер должен быть гражданским, что само по себе, имея в виду неготовность Ирака к мгновенному переходу к гражданской власти, должно было убеждать как раз в обратном.

Таким образом, подставить Хазраджи могли сразу четыре силы: собственно Саддам Хусейн (если он поверил в перспективность этой фигуры); курдская диаспора, не простившая генералу гибель почти трех тысяч человек; "коллеги" по оппозиции, приревновавшие его к США; и собственно бьющая в этом месяце все рекорды по упоминанию в прессе Дания, вставляющая палки не только в телегу российского правосудия, но и в колеса военной машины США на Ближнем Востоке.

Вспомним, однако, что имя Хамида Карзая, нынешнего лидера Афганистана, стало известно мировому сообществу только после свержения режима талибов*, хотя вряд ли у кого-то есть сомнения, что Карзая американцы имели в виду давно. Наивно было бы предполагать, что в ситуации с Ираком возможен иной подход. Засвечивание в прессе – верный знак того, что данный кандидат обречен стать дымовой завесой, а вовсе не главной фигурой политических шахмат. Посему с большой уверенностью можно говорить о том, что США все еще не определились окончательно с багдадским сменщиком.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей