Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Если с Китаем в смысле экономических связей все отлично – торговля растет как на дрожжах (до 12 миллиардов долларов в год без учета деятельности челноков), технологии с инвестициями крутятся, – то с Индией отношения куда скромнее. Торгуем от силы на полтора миллиарда, крупных совместных проектов – раз-два и обчелся (они у нас в "Сахалине-1" участвуют, мы у них Куданкуламскую АЭС строим), да еще кое-какие перспективы в плане совместной нефтеразработки имеются. А ведь было время!..
Впрочем, кое-что от благодатных времен индийско-советской дружбы в наследство осталось. Прежде всего то, что Индия оказалась на 80% вооруженной советско-российской военной техникой и оружием. И пусть сейчас страна налаживает контакты в этой сфере и с другими партнерами (например, с Израилем), но от "груза" прежних лет ей никуда не деться (пока). Гораздо выгоднее закупать запчасти и модернизировать имеющиеся арсеналы оружия из России, чем менять ориентацию на западные образцы. Индийские специалисты признают качество и высокую надежность российского оружия и отмечают, к тому же, что переход на более высокотехнологичное вооружение западных стран потребовал бы повышения квалификации военных и технических специалистов. Для того рода конфликтов, в которых потенциально может участвовать Индия, простое и надежное российское оружие – самое оно. Итог один – в настоящее время 70% вооружений и военной техники Индия закупает в РФ, являясь вторым (после Китая) импортером этой продукции. Сейчас идет речь, в частности, о покупке в России авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Цена сделки – более $740 млн. "В нагрузку" к авианосцу Россия хочет толкнуть Индии и самолеты МиГ-29. Кроме того, для индийского флота в РФ строятся три военных корабля, которые должны быть готовы в будущем году.
Но при этом индийцы уже не хотят быть простыми потребителями российских пушек и танков: они намерены развивать технологическое сотрудничество в сфере вооружений. Уже имеются примеры такого взаимодействия: разработка и выпуск передовой модификации самолета Су-37, разработка ракеты морского базирования "Брахмос", которая в течение ближайших двух лет должна поступить на вооружение в Индии.
Таким образом, московско-делийскую грань треугольника связывает в первую очередь прочное военно-техническое сотрудничество. Однако и в более мирных экономических сферах есть перспективы. По принципу "чем богаты...". А богата Россия, как известно, всем тем, что связано с энергетикой. АЭС построить? Нет проблем – два энергоблока в Куданкуламе построили, построим и еще два, как хотят индийцы. Запад, правда, по этому поводу слегка насторожился: как-никак опасные технологии из России потекли в небезопасный регион. Но это нашим планам не помеха. А сами индийцы в добычу нефти на Сахалине целых $1,7 млрд. вложили. Теперь планируют совместно с "Газпромом" и "Зарубежнефтегазом" осваивать нефтегазовое месторождение в Бенгальском заливе. У Индии это вообще хобби – разрабатывать нефть где-нибудь за рубежом, в целях диверсификации ее источников. География индийских нефтегазовых инвестиций на удивление широка: Алжир, Иран, Ливия, ОАЭ, Индонезия, Непал, Венесуэла, Ангола, Нигерия, наконец, Россия. И тут у нас обширное поле для совместной деятельности.
А чем богата современная Индия? Конечно же, информационными технологиями. Экспорт индийской IT-продукции растет как на дрожжах: в прошлом году вырос на 30%. И хотя в этой сфере мы, скорее, конкуренты, но – одна голова хорошо, а две лучше – могли бы и договориться о чем-нибудь дельном.
Непаханое поле – транспортный транзит из Европы в Азию. Уже действует меридиональный транспортный коридор "Север-Юг", соединяющий Северную Европу и Южную Азию через территорию России, Каспийское море, Иран, и далее морем – в индийские порты. В этом году по нему доставят около 6 млн. т грузов – в полтора раза больше, чем в прошлом. А всего, даже с учетом нынешнего невысокого уровня развития транспортной инфраструктуры стран, вовлеченных в проект, коридор может пропускать через себя до 20 млн. т грузов в год. В мае этого года коридор приобрел статус международной организации и теперь готовится к приему новых участников.
В общем, при желании Индию можно раскрутить на довольно масштабное экономическое сотрудничество. Только ни в коем случае не следует пытаться противопоставить эти отношения ее отношениям с Западом – ничего не получится. Вот мнение индийского эксперта по этому поводу: "Несмотря на то, что Индия тесно сотрудничала с СССР, она всегда была частью той цивилизации, куда сейчас Россия пришла. И наша экономика очень тесно связана с США и Великобританией, те же США уже больше 20-30 лет – наш крупнейший торговый партнер. Так что мы просто продолжаем идти вперед по этому направлению". Пойдем вместе?
Можно было бы возразить: ведь у России с Индией все-таки особые отношения. Конечно, потенциал старой дружбы является фактором, немало способствующим развитию отношений. Премьер-министр Ваджпаи убежден, что в Индии существует национальный консенсус относительно необходимости прочных и стабильных отношений с Россией: "Нет никаких сомнений в важности России как надежного и стратегического партнера Индии". Но – увы! Искренность отношений – не гарантия от перипетий экономики. Вот, к примеру, генеральный директорат по антидемпинговым пошлинам Индии на днях начал процедуру против российской аммиачной селитры. Теперь российский экспортер "ЕвроХим", индийские производители удобрения и его потребители должны согласовать минимальный уровень цен до января 2003 года, а в случае подтверждения факта демпинга и ущерба российской селитре могут дать 5 лет строгого пошлинного режима. И еще: после введения США крутых мер по защите своего металлургического рынка в мире возник "эффект домино" – защищать свои рынки принялись и другие страны, в числе которых Индия. Российские металлургические предприятия, многие из которых работают на грани рентабельности, от этого, мягко говоря, не в восторге.
Прошли те времена, когда во имя идеи, во имя стратегических альянсов и большой дружбы великие и малые народы шли на жертвы, поступались меркантильными интересами. Теперь в межгосударственных отношениях, даже самых теплых и искренних, господствует прагматизм. Но, может, оно и к лучшему – ведь идеи, которыми в прежние времена увлекались "наши лепшие друзья", далеко не всегда были хорошими, а дружили обязательно против кого-нибудь...
Также атакован пригород столицы