Голубой вагон поставили на рыночные рельсы

Государственное регулирование тарифов и цен на услуги сохранится в монопольном секторе и будет устранено там, где есть конкуренция

МПС – первая из трех естественных монополий, которую депутаты разрешили реформировать. Сегодня Государственная дума приняла в третьем чтении весь пакет документов по реформе железнодорожного транспорта: "Транспортный устав железнодорожного транспорта РФ", законы "О железнодорожном транспорте", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О естественных монополиях".

Реформа МПС предусматривает постепенное разделение всех принадлежащих железнодорожному ведомству активов на естественно-монопольные и конкурентные сектора. Преобразования будут проходить в три этапа до 2010 года. В ведении министерства останется государственная политика в области железнодорожного транспорта и нормативно-правовое регулирование работы отрасли. Для управления хозяйственными объектами создается ОАО "Российские железные дороги" со 100% государственным участием, к нему отойдет вся железнодорожная инфраструктура. Сами железные дороги будут входить в компанию на правах ее территориальных подразделений. На финальном этапе структурные подразделения, занимающиеся перевозками и связанными с ними сервисными услугами, будут выделены из РЖД в самостоятельные организации, пакеты акций которых будут продаваться инвесторам. Государственное регулирование тарифов и цен на услуги сохранится в монопольном секторе и будет устранено там, где есть конкуренция.

Первоначально предполагалось включить в уставной капитал земли, по которым бегают поезда. Однако именно этот пункт в базовом законе вызвал недовольство представителей законодательной власти. Документ был возвращен на второе чтение. В результате депутаты утвердили перечень земель, которые не могут быть переданы РЖД. Теперь только 200 тыс. из 1 млн. 350 тыс. га, занимаемых МПС, достанутся новой компании. Остальное останется в федеральной собственности. Из-за этого решения отказались голосовать члены фракции СПС. Заместитель главы фракции Борис Надеждин объяснил свою позицию тем, что после принятого решения капитализация будущего ОАО РЖД снизилась как минимум на треть.

Пожалуй, не стоит удивляться тому, что законопроект по реформированию МПС опередил документы, касающиеся реструктуризации РАО "ЕЭС" и "Газпрома", и был принят достаточно оперативно. Затянувшаяся борьба с естественными монополиями не слишком благотворно влияет на имидж правительства и законодательной власти. Зеленый свет, данный парламентариями реформе МПС, сразу после очередного отказа рассматривать аналогичный проект РАО "ЕЭС" нивелирует негативный эффект.

Выбор читателей