Россия ничего не потеряет от войны в Ираке

"Yтро" продолжает беседы с экспертами и аналитиками с целью составить наиболее полную картину послевоенного развития событий в экономике – мировой, российской, американской

Каковы будут экономические последствия иракской войны? "Yтро" продолжает беседы с экспертами и аналитиками с целью составить наиболее полную картину послевоенного развития событий в экономике – мировой, российской, американской. Сегодня на наши вопросы отвечает старший аналитик инвестиционной компании "Велес Капитал" Михаил Зак.


"Yтро": Как Вы полагаете, справедливо ли утверждение о том, что иракские события могут привести к прямым экономическим потерям для России?

Михаил Зак: Я думаю, что никаких шансов на работу в Ираке мы не потеряли, потому что имеем хорошие дипломатические и финансовые отношения с Америкой. И она вряд ли станет ликвидировать те долгосрочные контракты, которые имелись у наших компаний с иракским правительством. В противном случае, это может стать последней каплей и испортить отношения между Россией и США, поскольку месторождения достаточно крупные и наши нефтяные компании имели очень большие перспективы в Ираке. С другой стороны, если не исключать вероятности, что управлять страной останется Хусейн и его семья, здесь также наши позиции достаточно сильны. Незадолго до начала военных действий само правительство Ирака подтверждало, что российские компании уже имеют договоренности на разработку месторождений и участие в некоторых нефтяных проектах, а также обладают приоритетными позициями по отношению к большинству других стран. Поэтому я не думаю, что война несет серьезные потери для российских компаний.

"Y": Однако очень многие эксперты сейчас говорят, что мы многое потеряем...

М.З.: Если будут нарушены существующие договоренности между Москвой и Багдадом, заключенные до прихода США, возможен громкий юридический скандал с судебными разбирательствами (при желании российских нефтяных компаний.)

"Y": Но если в Ираке будет другое правительство, оно может сказать, что эти контракты нелегитимны, поскольку заключались другой властью – террористической.

М.З.: Это понятно. Но, думаю, Америка вряд ли пойдет на такие шаги. Иначе это действительно может коренным образом изменить отношения между Россией и США, которые и так уже не слишком гладкие после начала военной операции.

"Y": А почему США выгодно поддерживать с нами хорошие отношения?

М.З.: Все-таки мы остаемся одной из ведущих мировых держав. На нынешнем этапе развития у нас имеется огромное количество оружия. А в перспективе Россия может вырасти и по экономическим показателям. Плюс к этому, уже сейчас имеются достаточно серьезные экономические отношения между нашими странами.

"Y": Каковы шансы Америки в случае победы укрепиться в статусе единственной сверхдержавы?

М.З.: В принципе, шансы есть. Но вряд ли это произойдет сразу после прихода в Ирак. Здесь надо учитывать политический вес остальных государств. Скорей всего, возникнет коалиция, которая будет действовать в противовес США.

"Y": Позволит ли война Штатам выйти из состояния экономического спада

М.З.: Здесь возникают сложности с тем, что даже в случае быстрой войны установление контроля над нефтяными запасами Ирака не дает США того необходимого толчка, чтобы сдвинуться с мертвой точки, для этого нужно другое.

"Y": Какие плюсы и минусы с точки зрения экономики принесет Америке захват Ирака? Ведь многие считают, что это война из-за нефти.

М.З.: Да, из-за нефти. Но нефть не будет тем стимулом, который приведет к росту экономики. Что может привести? Длительная война может ослабить курс доллара и тем самым улучшить положение американского производителя на международных рынках. Но длительная война – это не то, к чему стремятся власти США

"Y": Какие плюсы принесет короткая война?

М.З.: Кроме того, что США получат контроль над достаточно серьезными энергетическими активами, в общем-то, для экономики больше пользы и нет. Единственным плюсом может стать общее улучшение ситуации в стране: уходят неопределенность и напряженность.

"Y": Как Вы относитесь к заявлению Буша о конфискации финансовых средств Ирака, находящихся на счетах в американских банках?

М.З.: Это не очень хороший прецедент. На мой взгляд, это неправильно, поскольку противоречит устоявшимся законам бизнеса. Это показывает, что Америка может применить данный метод борьбы к любой стране. Будут ли возвращены эти вклады? Хочется надеяться, да. Зачем это было сделано? Я лишь могу сослаться на заявление США, что за счет этих денег Ирак закупает оружие. Других вариантов я не вижу

"Y": Есть мнение, что денег там немного...

М.З.: Данных у меня нет. Может быть, это следующий ход – заморозить хоть что-то. Тем более что Америка призывала все остальные страны заморозить счета Ирака, видимо, понимая, что их средства ушли в другие государства.

"Y": Страны среагируют?

М.З.: Надеюсь, что нет. Все зависит от банковских систем, которые существуют в этих государствах. Если это случится, например, в Швейцарии, то может возникнуть серьезный негативный эффект. Крупные банковские клиенты больше не захотят хранить там свои средства.

"Y": Было сказано, что к странам, которые не захотят этого сделать, будут применены экономические санкции.

М.З.: Те страны, где хранятся деньги, это обычно лидирующие экономические державы. Применять к ним санкции? У США нет такой власти.

"Y": Будут ли США оказывать экономическую помощь Ираку после войны?

М.З.: Если Америкой в Ираке будет установлена марионеточная власть, то, естественно, да. Тем более что придется вкладывать огромные денежные средства на восстановление нефтяной инфраструктуры.

"Y": Существует ли вероятность возврата Ираком долга России?

М.З.: Ирак не из тех стран, пока, которые выплачивают свои долги. Возможно, это произойдет, но не думаю, что в перспективе ближайших 2-3 лет

"Y": Что ждет европейскую экономику?

М.З.: Зависит от того, сколько продлится война. Если все закончится быстро, то у США появится психологическое преимущество перед странами, отказавшимися войти в антииракскую коалицию. В случае затягивания войны политические козыри окажутся в руках Европы, которая ратовала за мирное урегулированное конфликта.


Выбор читателей