Монаршая тайна Федора Кузьмича

Всю жизнь над Александром I тяготел укор совести за участие в заговоре против отца – Павла I. Оттого и появилась легенда о том, что царь стал подвижником, предварительно инсценировав свою смерть




В 1825 г. в Таганроге неожиданно скончался русский царь Александр I. Поговаривали, что от страшной и неизвестной болезни. Спустя несколько дней прошло погребение императора в закрытом гробу в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Как гласит легенда, которой склонны доверять многие современные исследователи, в царствование внучатого племянника почившего - Александра III - могила была вскрыта, но гроб обрели пустым. Подвергавшие все и вся ревизии большевики в 1919 г. также вскрывали гроб в поисках сокровищ царской семьи, после чего пустили слух, что тела самодержца нет.

Впрочем, еще до Александра III и до коммунистов в России говорили о том, что Александр Благословенный не умер, а стал… благочестивым старцем Федором Кузьмичом и подвизался в далекой томской деревне Зерцалы. Невероятная историческая загадка будоражит умы и по сей день, почти два столетия спустя.

Всю жизнь над Александром I тяготел укор совести за участие в заговоре против собственного отца – Павла I. Благословивший заговорщиков на преступление будущий император осуществил в России немало реформ, выиграл войну с Наполеоном (за что и был прозван Благословенным) и отличался смиренной жизнью. Однако грех цареубийства не отпускал даже и четверть века спустя. Более того, незавершенность реформ по облегчению участи жизни народа и сама невозможность их завершить, как верят многие, и заставили государя уйти из мира и начать совсем иную жизнь – жизнь старца.

После погребения императора на престол вступил его младший брат Николай I, в то время как на юге России был схвачен, бит плетьми и отправлен на поселение в деревню Зерцалы Томской губернии некий бродяга. Вскоре к его уединенной избушке потянулись люди. Разумеется, в седобородом старце никто не замечал сходства с покойным императором. Или почти никто…

Когда к старцу, уже ставшему знаменитым своей подвижнической молитвенной жизнью, приехал истопник Александра I, то произошло невероятное: гость пал на колени перед тем, кто теперь звался Федором Кузьмичом, признав в нем своего государя. "Смотри, никому не сказывай ни о чем", - сказал старец. Разумеется, расскажи истопник о своем предположении – неизвестно, как повернулись бы события. Но он молчал, как молчали и некоторые другие паломники, узнававшие в старце императора Александра. Да и в самом деле: расскажи они – это походило бы на донос. Но молва сильнее доноса. И уже вскоре после кончины Федора Кузьмича – в 1864 г. – пошли разговоры о том, кем был на самом деле старец-подвижник. Лев Толстой написал об этом повесть, а историк-архивист Иван Василич – документальную книгу, в которой даже поместил написанный неизвестным портрет подвижника. И тут нельзя не уловить сходства. Молва говорила и о том, что на по сути дела монашеский путь бывшего императора благословил сам святой Серафим Саровский.

Похоронили Федора Кузьмича на кладбище Томско-Богородицкого монастыря. И уже после вскрытия могилы старца в 1903 г. (кстати, в том же году, в котором был прославлен в сонме святых и Серафим Саровский) его останки были обнаружены нетленными. В 2001 г. над мощами была воздвигнута часовня. А еще ранее - в 1984 г., когда было совершено прославление Сибирских святых, - старец Федор Кузьмич был прославлен как местночтимый святой. Тогда же была написана и его икона.

Но загадка осталась. Одна из самых больших в нашей истории. И в то же время это та самая загадка, которая все же претендует на реальность. А там уж, как говорится, один Бог весть.

Выбор читателей