Немецкое тело в Москве

Полуобнаженные атлеты, марширующие перед фюрером, напоминают немецких спортсменов из "Олимпии", а также своих современников, маршировавших перед очами другого сатрапа


Фото с сайта MDF.ru



Разумеется, изюминка выставки "О телах и других вещах. Немецкая фотография в ХХ веке" - работы Лени Рифеншталь - знаменитой белокурой арийки, прожившей больше ста лет, недавно ушедшей из жизни и известной большинству своими фильмами "Триумф воли" и "Олимпия". Некогда запрещенная у нас в стране и неоднозначно воспринимаемая в мире, в год своего столетия (2002 г.) она стала объектом пристального внимания публики - в том числе и нашей, и сразу две московские галерейщицы - Ольга Свиблова и Наталья Рюрикова - хотели пригласить фрау Рифеншталь в Москву. Тогда не получилось, позже не стало самой фрау. Теперь г-жа Свиблова показывает фотографические работы любимицы Гитлера.

Полуобнаженные атлеты, марширующие перед фюрером, напоминают немецких спортсменов из "Олимпии", а также своих современников, маршировавших перед очами другого сатрапа. В периоды тоталитаризма во всех странах физический культ тела всегда был на особенной высоте. Но не только физический. Своеобразный взгляд на тело у другого соотечественника Лени Рифеншталь - Макса Элерта, снимавшего съезды фашистской партии, мастерски отобразившего феномен тела в нацистской униформе.

Разумеется, на выставке не только эпоха фашизма. И если уж говорить о теле, то куда деться без работ мастера "ню" Хельмута Ньютона - "американского немца"? Совсем недавно погибший патриарх мировой фотографии успел незадолго до смерти представить свою ретроспективу у той же Ольги Свибловой - и на новой выставке он один из наиболее узнаваемых мастеров. Обнаженная натура представлена и трудами Херлинде Кельбль (фото старой дамы) и Вольфганга Тилманса (фото юноши). Но это уже скорее не то, что мы привыкли называть эротикой, а натурализм типично немецкого разлива - жесткий и совсем не гламурный.

Более ранняя эпоха Веймарской республики (когда марка обесценилась в миллионы раз, а Берлин называли "городом лунного света", - в то время как Париж - "городом солнца") и невероятно модного стиля баухауз представлена работами Ласло Мохой-Надя, который, эмигрировав из Германии, выпустил в США программный труд "Живопись. Фотография. Кино", в основу которого в известной степени был положен его германский опыт. Пронзительность эпохи 20-х представлена и в работах Карла Блоссфельда и Августа Зандера. Кстати, именно его "Женой архитектора" открывается экспозиция, а "Архитекторша" Делии Келлер - последняя из работ, представленных в Московском доме фотографии.

Немецкие кураторы выставки (которая до Москвы была с большим успехом показана в Берлине и Праге) Клаус Хоннеф и Габриэле Хоннеф-Харлинг декларировали идею своей экспозиции как "преобразование представлений о теле на протяжении столетия", оказавшееся для немцев в весьма значительной степени депрессивным. А потому и сама выставка не только оставляет довольно тяжелое впечатление, но и как бы является моментом истины для ее устроителей. Тут нет разговора об эмансипации и о феминизме – скорее, претензия честно взглянуть на "тело" своей истории сквозь призму фотокамеры. И такой взгляд куда более интересен. Можно догадываться, что скоро подобная выставка пройдет и на отечественную тематику. А нынешняя отправится в другие страны, где о немецком теле знают еще далеко не все.

Выбор читателей