Главный сказочник русской оперы

Великого Римского-Корсакова раздражало все, что было вне поля притяжения Могучей кучки. На Чайковского едва не шипел, полагая его музыку явно нерусской




Старинные дворянские фамилии. Сколько их... Одна из них прославилась особенно - Корсаковы, Дондуковы-Корсаковы, Римские-Корсаковы. Это все ветви одного рода, рода воинов и моряков. Первого моряка в роду звали Воином Яковлевичем. Он имел звание вице-адмирала. Другой Воин, по отчеству Андреевич был контр-адмиралом флота. А вот младший его брат Николай - только гардемарином, а ведь провел в плавании по морям и океанам почти четыре года.

Имя знаменитого когда-то адмирала знают теперь лишь специалисты, а вот имя гардемарина известно всему миру. Потомственным морским офицером не стал знаменитый русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Он родился в маленьком городке Тихвине на Русском Севере 18 марта 1844 года. Его отец был отставным волынским губернатором. Римские-Корсаковы были небогатые, зато отличались настойчивостью и никогда без дела не сидели.

Не было пустых интересов и у юного Ники. В 1862 г. он не только среди первых окончил Петербургский морской кадетский корпус, но и весьма преуспел в занятиях музыкой. Для этого брат нашел ему хорошего учителя, дававшего частные уроки. После длительного морского путешествия Римский-Корсаков жил в Петербурге. Он оставался на службе, правда, сухопутной, получал чины; в 1868 г. стал лейтенантом.

Русское музыкальное искусство второй половины ХIХ столетия сосредоточено было в нескольких центрах. Одним из них стал петербургский музыкальный кружок Милия Алексеевича Балакирева. Тут получили основное музыкальное образование почти все те, кого позднее видный критик-демократ В.В. Стасов назвал Могучей кучкой. К сожалению, кучкисты с музыкальной техникой ладили не особенно хорошо, а вот талантов им было не занимать. Даже зануда и генерал Цезарь Кюи мог сочинять очень хорошую музыку, иногда. Позднее, когда Римскому-Корсакову приходилось дописывать и обрабатывать творения своих рано ушедших товарищей по кружку, он и сам весьма неодобрительно высказывался об их технических возможностях. Так, оперу "Борис Годунов" пришлось переписать едва не заново. Теперь же музыкальный мир развалился на поклонников авторской и традиционной, Римского-Корсакова редакций этого гениального творения.

Уже в 1871 г. композитор занял место профессора молодой Петербургской консерватории. Он воспитал многих выдающихся композиторов; среди его учеников - Лядов, Глазунов, Аренский, Стравинский. Однако многое в музыке, в молодых композиторах он отрицал. Так, гениальному Калинникову предрек полное забвение, прослушав первую его симфонию. Вообще Римского-Корсакова раздражало все, что было вне поля притяжения кучкистов. На Чайковского он едва не шипел, полагая его музыку явно нерусской.

Природное чутье человека, за которым стоят многие поколения предков-дворян, позволило создать композитору исторические оперы, вполне достойно отражавшие подлинные страницы русской истории. Первая из них - "Псковитянка" - драма из времен царствования Ивана Грозного. За ней следует "Майская ночь" и "Снегурочка". Любопытно, что на эти же сюжеты писал в свое время и Чайковский, а Римскову-Корсакову не терпелось вступить в соревнование. Весенняя сказка "Снегурочка", созданная по пьесе А.Н. Островского, осталась лучшей оперой-сказкой композитора. Без всякой оглядки на "подлинность и историчность" окунулся он в мир весенней природы, мир нетронутого языческого верования предков.

Военная служба постепенно сменяется на музыкальную. Композитор последовательно занимал должности инспектора военно-морских оркестров, помощника управляющего Придворной певческой капеллы. Был он и дирижером - как оперных спектаклей, так и симфонических концертов. Менее активно выступал композитор как музыкальный критик, а вот труд собственных биографов облегчил в значительной мере составлением подробнейшей "Летописи моей музыкальной жизни".

На императорской оперной сцене произведения Римского-Корсакова проходили с трудом. Во-первых, любили итальянцев, во-вторых, Чайковского, а в-третьих - музыку Римского-Корсакова трудно было петь. Композитор довольно плохо знал певческие голоса. Скажем, тот же Чайковский и сам когда-то пел в хоре, а потому писал свои вокальные произведения так, чтобы они легко ложились на голос. Римский-Корсаков предпочитал писать так, как ложилось ему в голову, а вовсе не в чье-то горло.

Сложности с театральными постановками заставили его обратиться к симфонической музыке. Но и тут театр не оставил своего композитора... "Шехерезада", "Испанское каприччио" неоднократно использовались для балетных спектаклей.

В противовес императорской сцене в Москве в 90-е гг. позапрошлого века создано товарищество Частной оперы, проще называвшееся в Москве товариществом Мамонтова. Савва Иванович Мамонтов - богатый промышленник, знаток и покровитель искусств, открывший не только Шаляпина, но и Коровина, Врубеля и множество других талантов в России, помог сценическому рождению многих опер Римского-Корсакова. Хотя оркестр, хор, да и общий ансамбль в его театре не блистали, он смог найти выдающихся солистов, которые стали подлинной славой русского искусства.

Знаменитая опера-былина "Садко" была отвергнута императорским театром - едва ли не по настоянию самого Николая II. Скрипя сердцем, композитор отдал оперу Мамонтову, и успех был обеспечен. Благодаря Шаляпину даже нуднейшая опера Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери", к счастью для публики, весьма короткая, пользовалась известным успехом, хотя вся она была написана почти сплошным речитативом! А ведь перед этим на императорской сцене с треском провалился другой эксперимент Римского-Корсакова - опера-балет "Млада".

На сцене Частной оперы впервые была исполнена и "Царская невеста", написанная по драме Мея, - одно из самых тонких лирических созданий композитора. В Частной опере Римского-Корсакова тоже преследовали неудачи. Он очень любил прекрасную певицу, жену художника М.А. Врубеля - Н.И. Забеллу-Врубель, написал для нее несколько заглавных партий в своих операх, но... к ней не благоволил Мамонтов.

Последняя из опер, поставленная Мамонтовым у себя в театре, была "Сказка о царе Салтане". Потом опера закрылась, Мамонтов был арестован. Разоренный, оболганный меценат хотя и был оправдан по суду, к театру никогда не возвращался.

И Римский-Корсаков вновь приносит свои произведения на императорскую сцену. Опера "Сервилия" на сюжет из жизни Древнего Рима не принесла славы автору "Садко", равно как и следующая - "Пан воевода" из польской жизни, осуществленная на сцене петербургской частной оперной труппой.

А вот последовавшие за ними три оперы на сюжеты из русских сказаний и сказок оказались каким-то зловещим коллективным пророчеством. Постановку "Кащея Бессмертного" осуществили студенты Петербургской консерватории. Спектакль перерос в революционный митинг, весьма разумно прерванный полицией.

"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" явилось гимном защитникам Отечества от неприятелей. Партия Гришки Кутерьмы, особенно сцена его сумасшествия - сложнейшая по драматической насыщенности во всем русском оперном искусстве. Непревзойденным исполнителем ее остается по сию пору Иван Ершов.

Шемаханская царица и царь Додон - герои последней оперы композитора. Царица завораживает слушателя, а вот царь Додон, в соответствии с пушкинским текстом, натуральным образом "царствует лежа на боку", что отражено и в скучной музыкальной партии. Понятно, что цензура долгое время не разрешала постановку, а в урезанном виде опера впервые была исполнена в московской частной опере С.И. Зимина, которая явилась преемницей антрепризы Мамонтова.

Композитору не довелось увидеть последнее свое творение на сцене. Он написал 15 опер. Судьба их была весьма различна, но, видимо, неудача с "Золотым петушком" окончательно подорвала здоровье Римского-Корсакова. А ведь известно, что он отличался весьма крепкой нервной системой, без особых комплексов переносил трудности бытия, чрезвычайно высоко оценивая значение собственного творчества.

Николай Андреевич умер в возрасте 64 лет. Случилось это на даче, под Петербургом 20 июня 1908 года. Было нестерпимо душно, как это обыкновенно бывает перед летней грозой. Она разразилась ночью и была очень сильна. Удары грома, наверное, напоминали старому композитору музыку его последнего творения. Удары молнии и удары судьбы...

Творческое наследие Римского-Корсакова добротно изучено и опубликовано его детьми, весьма основательно пострадавшими в годы борьбы с "чуждыми классовыми элементами", к которым принадлежали дворяне Римские-Корсаковы. Музыка же Римского-Корсакова давно перестала быть явлением лишь русской культуры - оперы его идут на сценах всего мира.

Выбор читателей