Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Крок" – на украинском языке означает "шаг". Фестиваль шагает необычно – по воде. И каждый новый "Крок" - новый шаг в постижении всех таинств самого яркого вида искусства – мультипликации.
"Кроку" в этом году 15 лет. Начинался он еще в советские времена и поначалу являлся смотром всесоюзным. После первой же встречи было решено, что все отечественные мультипликаторы будут собираться в Киеве раз в два года и показывать друг другу свои достижения за минувший срок. Однако уже скоро возникла шальная мысль: а что если "Крок" будет международным? А потом – еще более смелая идея: а не стать ли нам "водоплавающим" фестивалем? Сказано – сделано. В августе 1991 г. пароход отчалил от киевской пристани и поплыл в сторону Румынии. Вернулся он совсем в другую страну…
СССР распался. Великое советское кино развалилось. Деньги исчезли. "Крок" каким-то немыслимым образом выжил. Более того, с некоторых пор он стал проводиться ежегодно – раз на Украине, раз в России. Плывет кораблик, на нем – лучшие мультипликаторы Европы, Азии, Австралии и двух Америк смотрят кино, веселятся и высаживаются для встреч с местными жителями. В этом году теплоход "Георгий Жуков" с участниками фестиваля проследует из Нижнего Новгорода в Москву с остановками в городах Городец, Плес, Кострома, Рыбинск, Ярославль, Горицы, Мышкин, Углич, Тверь.
Российский вариант "Крока" – как всегда, тематический. На этот раз он посвящен творчеству начинающих аниматоров. Конкурсная программа будет состоять из двух частей: дебютные и студенческие работы. Причем соревноваться могут режиссеры, снявшие и две, и три картины – если они еще учатся. Ведь как заведено на Западе: молодой человек поучился у себя на родине, затем обязательно поступил в какой-либо из колледжей искусств в Великобритании, а потом отправился повышать квалификацию еще куда-нибудь – во Францию, Бельгию или даже Россию. Так может набраться до восьми студенческих работ.
Из почти 600 присланных фильмов селекционная комиссия отобрала немногим более 130. Представлены 34 страны мира, среди них: Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Израиль, Ирландия, Италия, Казахстан, Канада, Нидерланды, Республика Корея, Сербия и Черногория, США, Тайвань, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Япония… Когда-то организаторы "Крока" носились за иностранцами с уговорами посетить фестиваль, сегодня картина иная – приходится отбиваться руками и ногами. Желающих много, а пароходик маленький.
Россию на этот раз представляют преимущественно воспитанники ВГИКа и студии "Пилот". Среди участников фестиваля: Дмитрий Геллер ("Маленькая ночная симфония"), Михаил Лейпунский и Дмитрий Эльяшев ("Сало"), Елена Оятьева ("Опасная прогулка"), Леон Эстрин ("Маленький воробей, который не умел летать"), Елена Чернова ("2+1"), Степан Бирюков и Константин Арефьев ("Иван-Хуан"), Юлия Аронова ("Эскимо"), Константин Бирюков ("Рояль"), Анна Крейер ("Лунатик"), Вероника Федорова и Наталья Антипова ("Люляки"), Юлия Дащинская и Олег Федосеев ("Два барашка").
Любимый вопрос журналистов: будут ли на фестивале звезды? Как говорит президент "Крока", великий режиссер и художник Эдуард Назаров: "В анимации свои звезды, которые не так сильно светят, зато – греют". Это и Юрий Норштейн, признанный всем миром мультипликатором номер один. Это и Давид Черкасский, снявший блистательные сериалы "Приключения капитана Врунгеля", "Доктор Айболит" и "Остров сокровищ". Это и Александр Татарский, подаривший нам феерическую пластилиновую анимацию и виртуальных Хрюна и Степана. Это и Иван Максимов, внешне похожий на писателя Акунина, но сотворивший свой, неповторимый мир странных анимационных существ. Есть и зарубежные гении. Чего стоит один композитор Норман Роже из Канады, шесть фильмов которого стали лауреатами премии "Оскар". Конечно, он их не снимал, а только писал музыку, но саунд-треки сыграли далеко не последнюю (если не главную) роль. Кто видел "Старика и море" Александра Петрова, не даст соврать.
Одна досада. Государство в целом и телевидение в частности не стремится к тому, чтобы современная анимация стала достоянием зрителей. Проката нет. На экраны кинотеатров выходят только полнометражные мультфильмы продюсера Сельянова. Сборники короткометражек, как когда-то шли в кинотеатре "Баррикады", сегодня никто не прокатывает. А телеканалы не желают раскошеливаться. Каждый из них имеет пакет мультклассики и считает, что этого достаточно. Производство одной минуты анимационного фильма стоит до $10 тыс. (это намного дороже игрового кино), телевидение готово заплатить за минуту $30-40. Конечно, создателям продавать свой труд за бесценок невыгодно. Так и живут они порознь – художники, телепродюсеры и зрители.
Противник целился в мирные соцобъекты