"Золотая пчела" возобновила полет

Антитеррористические плакаты и постеры, призывающие к борьбе с курением, оригинальные афиши с текстами на языках всего мира и просто прикольные фишки – на VI бьеннале графического дизайна "Золотая Пчела"




Москва никогда не страдала от недостатка культурных проектов. Поэтому, если какое-то мероприятие претендует на регулярность, ему не следует пропадать из виду – через годик-другой забудут и не вспомнят никогда.

Эта печальная участь постигла когда-то популярную Московскую международную бьеннале графического дизайна Golden Bee – "Золотая пчела". На протяжение почти десяти лет здесь показывали лучшие достижения в области международного графического дизайна, собиралась модная тусовка, обсуждались актуальные тенденции развития современной культуры. В 2002 г. проект был приостановлен – и кто сегодня, кроме заинтересованных профессионалов, помнит о нем?

Между тем дело было поставлено с размахом, и фестивалю определенно было чем гордиться. Прежде всего, "Золотая пчела" исправно летела в ногу со временем. На первую выставку, которая состоялась в 1992 г., принимались плакаты начала 90-х. На пятую, прошедшую в 2000-м, – конца 90-х. Таким образом, конкурсный охват пяти московских бьеннале вполне объективно отражал этапы развития мирового дизайна в последнее десятилетие ХХ века. И хотя с самого начала мероприятие отличалось некоторой всеядностью (в отличие от других бьеннале, количество принимаемых на конкурс работ было неограниченным), на сегодняшний день в фондах "Золотой пчелы" хранятся лучшие образцы графического дизайна конца прошлого столетия.

Как и все фестивали подобного рода, "Пчела" заводила знакомства с известными профессионалами и активно предлагала желающим всевозможные сопутствующие программы: мастер-классы, различные конкурсы и, конечно, выставки и художественные акции. Одним словом, по мнению организаторов, это была самая крутая и элитная тусовка для профессионалов, которую себе можно только вообразить.

И вот, в нынешнем сезоне по инициативе компании "ЭКСПО-ПАРК Выставочные проекты" и при поддержке ряда московских дизайн-студий и фирм проект был восстановлен и даже приобрел невиданный размах. Помимо конкурсных номинаций: "Плакат", "Типографика", "Студенческий дизайн" и "Антитеррор" – в программу бьеннале включена презентация альбома "Московский концептуальный плакат 90-х годов", экспозиция "Московский концептуальный плакат 90-х годов", а также выставка произведений и мастер-классы членов международного жюри "Золотой пчелы". На жюри стоит остановиться отдельно, ибо судят возрожденную "Пчелу" звезды мирового уровня. Вернер Екер – один из корифеев швейцарского плаката (и это притом, что швейцарская школа графики справедливо считается вершиной графического дизайна XX в.); Невилл Броуди – самый влиятельный лидер "новой волны"; Данела Хауфе и Детлеф Фидлер – профессора Академии визуальных искусств в Лейпциге; Фил Рисбек – основатель "Колорадской международной пригласительной выставки плаката"; наконец, наш соотечественник, Евгений Добровинский, выступающий со своими лекциями и мастер-классами по всему миру.

Впрочем, даже если эти громкие имена ни о чем вам не говорят, вереница залов, завешанных от пола до потолка роскошными современными плакатами, не оставит равнодушным ни одного ценителя качественного полиграфического дизайна.

Душераздирающие антитеррористические плакаты и смешные постеры, призывающие к борьбе с курением и наркотиками. Оригинальные театральные и выставочные афиши с текстами на языках всего мира и просто прикольные фишки: мужская рука, протянутая для приветственного рукопожатия, и надпись "Hello, I'm Poster". Естественно, все экспонаты отличаются интересным сюжетом и эффектным художественным решением.

Но особенно впечатляют лаконичные дизайнерские эксперименты со шрифтами. Тут первое место занимает проект тайваньского художника "My name is Ken-Tsai Lee". В специальном послании, обращенном к зрителю, автор рассказывает свою нехитрую историю: приехав из далекого Тайваня в великий и славный Нью-Йорк, он в одночасье столкнулся с множеством прекрасных людей самых разных национальностей. И все они любезно соглашались написать имя своего нового тайваньского друга на родном языке. Впоследствии художник воспроизвел эти надписи в больших и красивых постерах. Так появились плакаты, украшенные дальневосточными иероглифами, прихотливой арабской вязью и еще какими-то неведомыми письменами.

А вот студенты Высшей школы графического дизайна просто взяли, да и создали целую серию плакатов, на которых всевозможными экзотическими шрифтами воспроизведен наш старый добрый русский алфавит. Поверьте, выглядит очень свежо.

Бьеннале продлится до 10 сентября.

Выбор читателей