Три сестры играют в куклы

Премьера "Трех сестер" в "Мастерской Петра Фоменко" – событие долгожданное. Чеховский бум последнего сезона странным образом обошелся без сестер Прозоровых, но мэтр исправил эту ошибку


Фото: ng.ru



Фоменко перенес премьеру своих "Трех сестер" на осень, и ожидание еще сильнее подогрело интерес к спектаклю. Труппа "Мастерской" – один из самых талантливых и сыгранных театральных коллективов столицы, Петр Фоменко – мэтр режиссуры, а кроме того, затейник и выдумщик, всякий раз удивляющий публику неожиданными театральными решениями.

Нельзя сказать, чтобы премьера разочаровала. Ни разочарование публики, ни, тем более, провалы "Мастерской Фоменко", кажется, вообще ни при каких условиях не грозят. Художественный руководитель этого театра выработал безошибочную формулу зрительского успеха, а если и не успеха, то уж во всяком случае – довольства. Яркие и очень разные актеры – что называется, на любой вкус; легкий, ненавязчивый и милый юмор; неизменная музыкальность; отсутствие раздражающих, эпатирующих интерпретаций; глубокое уважение к автору, если не преклонение перед текстом. На этой незамысловатой на первый взгляд, но сложнейшей по сути конструкции зиждился блистательный успех "Семейного счастья", "Одной абсолютно счастливой деревни", "Войны и мира". Вокруг нее строились и "Три сестры".

Ксения и Полина Кутеповы и Галина Тюнина в ролях Ирины, Маши и Ольги создали очаровательное трио. В них – бездна кокетливой женской инфантильности и самого настоящего ребячества. Во всех троих, не исключая обыкновенно строгой и серьезной Ольги.

Фоменко делает чеховской пьесе прививку эликсира молодости. Враз молодеют не только сами сестры, но и доктор Чебутыкин, Тузенбах, Соленый. Мальчишка барон в исполнении Кирилла Пирогова легкомыслен и нежен. Он не преследует Ирину своей любовью, не ходит за ней по пятам, не страдает. В этой любви-влюбленности с самого начала чувствуется не жизнеподобная легкость мотылька-однодневки. Перед дуэлью Тузенбах играет с Ириной в серсо соломенной шляпой и смешно, вдев одну руку в рукав пальто, а другую – в рукав шинели, не может выбрать, в чем пойти. В их прощании не было бы ничего драматического, если б всем не был хорошо известен финал пьесы. Впрочем, в этом спектакле смерть барона, как смерть бабочки на закате прекрасного осеннего дня, навевает только печаль.

И Соленый кажется не более чем мальчишкой, жестоко наколовшим трепещущую бабочку на булавку. Карен Бадалов играет жалкого, сгорающего от смущения и тщетно пытающегося с этим бороться человека. Открывая свою любовь Ирине, он в панике увлеченно приминает неплотно прилегающий к полу ковер, а потом разыгрывает настоящую, в чаплинском духе комедийную сценку, пытаясь приспособить свою длинную, нескладную фигуру для классической коленопреклоненной позы. "Счастливого соперника у меня не будет", – это сказано тоном разобиженного, надувшего щеки карапуза.

Следить за играми детей в построенном Петром Фоменко кукольном доме Прозоровых –увлекательное занятие. Ведь дети эти почти как взрослые, и игры их – почти как жизнь. Чуть не каждое слово они могут с успехом обратить в шутку, а те слова, что в шутку не обращают, звучат обжигающе, не понарошку горько и больно.

А чтобы не оставалось сомнений в том, что все это на самом деле игра, вместе со зрителями за сестрами наблюдает Человек в пенсне (Олег Любимов) – Чехов, не Чехов, но где надо подскажет, а когда уж слишком заиграются – прервет властным: "Пауза!".

Играть в Чехова не совсем привычно для московских подмостков, но, в конце концов, это ничуть не страшнее, чем играть в серсо соломенной шляпой: пока получается, все очаровательно, а если случится промах, что ж – это всего лишь игра.

Ближайшие спектакли – 11, 12 октября.

Выбор читателей