Истина вина – в этикетке

Самый главный талант семейства Ротшильдов – извлекать немалые деньги из любого хобби. И барон Филипп, посвятивший свой досуг виноделию, – яркий тому пример, в чем можно убедиться на выставке винных этикеток


Фото: fontanka.ru



Кто бы мог подумать, что мы доживем до того, что в наших центральных музеях будут экспонироваться этикетки от винных бутылок? Между тем, именно такая выставка недавно торжественно открылась в Эрмитаже, а теперь переехала московский Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Конечно, не стоит искать в экспозиции с детства знакомые нашему глазу этикетки от "Агдама" или вездесущего "Черного монаха". Зато тут можно узнать много интересного о вкусах и пристрастьях Ротшильдов. Выставка "Мутон Ротшильд – искусство и этикетка" поведает немало захватывающих фактов из жизни этого благородного семейства.

Французские Ротшильды – одна из самых процветающих ветвей "золотого клана". Ее организационное ядро составляет "Банк де Ротшильд", с общей суммой активов в $500 млн, крупная холдинговая компания с активом около $100 млн, и многочисленные предприятия средней руки. Свободное от финансовых махинаций время бароны, как правило, посвящают невинным бизнес-развлечениям: скупают виноградники или открывают ресторанную сеть.

Ротшильды обладают широкой гаммой талантов: барон Филипп перевел на французский язык стихи поэтов елизаветинской эпохи и пьесу драматурга Кристофера Фрея "Не сжигайте леди". Его дочь Филиппина была отмечена как актриса, а племянница Николь стала кинорежиссером. Лорд Виктор Ротшильд, глава лондонской ветви семьи – известный биолог, преподававший в Кембридже. Леопольд де Ротшильд – признанный пианист. А Генри Ротшильд известен всему миру как Андре Паскаль.

Но самый главный и общепризнанный талант семейства – извлекать немалые деньги из любого хобби. И барон Филипп, посвятивший свой досуг виноделию, – яркий тому пример.

Виноградниками Ротшильды владели давно. В далеком 1850 г. английский барон Натаниэль де Ротшильд задумал обосноваться во Франции. В это время в провинции Бордо жил весьма известный человек – маркиз де Сегур, которого называли "принцем виноградников". Маркизу принадлежало множество замков. В 1853 г. Натаниэль купил один из них – замок "Бран Мутон" в Пойлаке, и решил заняться виноделием. Переименовав свое новое владение в "Мутон Ротшильд", он перевез туда семью. В 1870 г. бразды правления замком и прилежащими виноградниками были переданы сначала Джеймсу, затем Генри Ротшильду, но те к начинанию предка отнеслись с прохладцей, да и особенными винодельческими успехами не блистали.

Однако когда дело было передано барону Филиппу де Ротшильду, в этой области начался настоящий расцвет. В 1922 г. 20-летний Филипп всерьез увлекся виноделием и расширил семейные владения. Ему понадобилось ровно полвека на то, чтобы его вино вошло в королевскую пятерку лучших вин "Бордо": Филипп стал единственным, кому удалось внести поправку в классификацию вин Медока от 1855 года. В 1973 г. Мутон-Ротшильду официально присвоили статус 1 класса, что позволило барону сменить свой дерзкий девиз на этикетках с "Первым быть не могу, вторым – не хочу, называюсь Мутон", на "Первым стал, вторым был, Мутон не меняется". Кстати, этот девиз существует и поныне.

Будучи человеком разносторонних интересов, Филипп де Ротшильд общался с талантливыми художниками, писателями и поэтами. Многие из них были его друзьями. В гости к барону наведывались Пабло Пикассо, Леон Бакст, Сальвадор Дали, Марк Шагал, Жан Кокто. По легенде именно русский художник Леон Бакст однажды нарисовал для барона винную этикетку. Правда, компетентные источники настаивают, что первый эскиз был заказан в 1924 г. самим Филиппом де Ротшильдом знаменитому плакатисту Жану Карлю. Но доподлинно известно, что уже с 1945 года этикетки для ротшильдовского вина исполняют только самые известные художники.

В 1955 г. Жорж Брак, художник с мировым именем, сам предложил разработать дизайн очередной партии вина. За ним последовали крупнейшие живописцы эпохи: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Жоан Миро, Марк Шагал, Энди Уорхол и многие другие. Завершает коллекцию работа московского концептуалиста Ильи Кабакова.

Нынешняя наследница – Филиппина де Ротшильд, когда-то успешно выступавшая на театральных подмостках, в начале 1980-х была вынуждена оставить артистическую карьеру и вплотную заняться семейным бизнесом. Это ей пришла в голову счастливая мысль сделать из родительских этикеток передвижную выставку и прокатить ее по всему миру. Оригинальная экспозиция путешествовала почти 25 лет и, наконец, докатилась до России.

ГМИИ им А.С. Пушкина, до 27 марта

Выбор читателей