Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Тем не менее, как утверждают авторы исследования, граждане сейчас гораздо менее охотно несут взятки, нежели 4 года назад. В 2001 г. примерно половине респондентов, оказавшихся в коррупционной ситуации, удавалось решить проблему без взятки; сегодня таких почти 70%.
"Наметилась совершенно определенная тенденция: власть усиливает коррупционное давление на граждан и бизнес, а граждане и бизнес гораздо менее охотно дают взятки, чем 4 года назад, – отмечает президент фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров. – Еще недавно мы слышали от представителей власти заявления о том, что бизнес сам развращает власть. То есть нам намекали на то, что главные виновники коррупции – те, кто дает. Данные ИНДЕМ этого не подтверждают: власть все интенсивнее старается нас обирать, а мы – от этого убегать".
Более всего этот тезис становится очевиден при анализе рынка так называемой "бытовой" коррупции, когда граждане вынуждены платить за решение социальных и бытовых проблем. Объем этого рынка практически не претерпел особых изменений, увеличившись с $2,8 до $3 миллиардов. Среднее количество взяток (в расчете на душу населения) немного сократилось, зато их размер вырос. Однако внутри этого рынка наблюдаются резкое перераспределение финансовых потоков. Как показывают результаты опросов, граждане отказываются от коррупционных услуг, если могут себе это позволить. Например, на треть (с $600 до $400 млн) сократился объем взяток в области здравоохранения – и это несмотря на то, что средний размер "барашка в бумажке" вырос в 1,5 раза. Бедные люди отказываются от бесплатного здравоохранения потому, что им не хватает денег на взятки, считают в фонде "ИНДЕМ".
Падение спроса на "услуги" милиции, ГИБДД и судов авторы исследования объясняют тем, что граждане пытаются по мере возможности избегать контактов с соответствующими институтами. А там, где не удается этого сделать, потихоньку учатся с ними бороться. Коррупционный рынок услуг в области ремонта жилья несет серьезные потери в связи с оттоком клиентов в частный сектор. Увы, некоторые сферы по-прежнему остаются вне конкуренции. Так, например, резкий взлет статистики взяток в военкоматах свидетельствует о том, что служба в армии все чаще воспринимается как прямая угроза жизни ребенка. Если в 2001 г. в военкоматах, по оценкам исследований, "заработали" $12,7 млн, то сегодня объем оказанных там нелегальных услуг оценивается уже в $354 миллиона. А размер средней взятки за 4 года вырос с 3,25 тыс. до более чем 15 тыс. рублей.
Еще более трагично складывается ситуация на рынке деловой коррупции. Здесь сократилось только среднее число взяток. И то не сильно – на одну пятую. Зато все остальные показатели резко выросли. Более чем в 13 раз вырос размер средней взятки; почти в 11 раз – общий размер среднегодового вклада бизнесмена в "черную кассу" (с $23 тыс. до $243 тысяч). Чтобы учесть инфляцию, авторы исследования сопоставили средний размер взятки со средней по России стоимостью одного квадратного метра новой квартиры. И получилось, что если в 2001 г. на одну среднюю взятку можно было купить 30-метровую квартиру среднего качества, то сегодня – приобрести уже более 200 кв. м жилплощади.
Любопытно также, что эти доходы крайне неравномерно делились между ветвями власти. Как нетрудно догадаться, львиная из часть досталась исполнительной: 87%. На долю законодательной и судебной пришлось соответственно по 7 и 5% с копейками, что уже само по себе красноречиво иллюстрирует работу принципа разделения властей в современных российских условиях.
По результатам исследования, все большее количество россиян склонны оценивать уровень коррупции в стране как высокий. Четыре года доля тех, кто считал, что именно в нынешнее президентство коррупция достигла максимального уровня, была незначительна – всего 14 процентов. Почти 60% были убеждены, что "коррупция, взяточничество, хищение государственных средств, блат, кумовство" относятся скорее ко времени правления Бориса Ельцина. Сегодня 58% опрошенных по-прежнему "голосуют" за Ельцина, но вот за Путина отдают свой голос уже 43%. Таким образом, большинство опрошенных (а в репрезентативной выборке участвовало 3 тыс. россиян) косвенно подтверждают вывод самих исследователей. Георгий Сатаров не видит у нынешней власти ресурсов и возможностей всерьез заняться проведением антикоррупционной политики. Да, административная реформа потихоньку идет, отмечает он. Но даст ли она плоды – сказать сложно. В реальности же ничего не меняется или меняется в худшую сторону.
Впрочем, озвученные в докладе цифры убедили далеко не всех: в самом деле, если капитализация российского бизнеса оценивается в $350 млрд, то получается, российский бизнес заплатил чиновникам почти столько, сколько он сам стоит. Это просто невозможно, утверждают оппоненты Сатарова. По мнению главы думской комиссии по борьбе с коррупцией Михаила Гришанкова, обнародованный доклад политически ангажирован и его главная цель – доказать, что при Ельцине было не хуже, чем при Путине. Впрочем, тот факт, что исследования фонда "ИНДЕМ" пока остаются единственной попыткой измерения российской коррупции, кажется, никто не оспаривает. Что уже само по себе красноречиво свидетельствует: антикоррупционная политика не является приоритетом государства. Между тем, только слепой мог не заметить, что российские чиновники часто ведут образ жизни, никак не сопоставимый с размером их легальных зарплат. И не считают нужным это скрывать. Так стоит ли удивляться, что "невероятные" выкладки борцов с коррупцией воспринимаются как вполне очевидный факт?
Противник целился в мирные соцобъекты