Экспонировали коллекцию мецената-старьевщика

Выставка "Великий меценат России Петр Иванович Щукин", открывающаяся в залах ГИМа, посвящена столетию передачи Петром Щукиным его коллекции Императорскому Российскому историческому музею




Фамилия Щукин хорошо известна каждому любителю живописи – ведь именно благодаря русскому коллекционеру и меценату Сергею Щукину в Москве находятся шедевры французских импрессионистов. Однако далеко не многие помнят, что Сергей был младшим ребенком в большой семье и свою страсть к коллекционированию унаследовал от старших братьев. Один из них, Петр Иванович Щукин, владел замечательным собранием всевозможных редкостей, которое впоследствии легло в основу фондов Государственного Исторического Музея. Выставка "Великий меценат России Петр Иванович Щукин", открывающаяся в залах ГИМа, посвящена 100-летию передачи П.И. Щукиным его собрания и музейного комплекса Императорскому Российскому историческому музею.

Петр Иванович, второй ребенок в семье, с детства отличался основательностью. Именно ему строгий отец собирался передать свой процветающий бизнес. Университет любознательному юноше не светил – папаша, от одного взгляда которого даже младенцы переставали реветь, не колеблясь, отправил отпрыска в одно из лучших торговых училищ Берлина. К сожалению, преуспевающий бизнесмен совершенно не придал значения одному незначительному факту – чуть ли не с пеленок Петя тратил все карманные деньги на фотографии и литографии известных артистов, писателей и исторических деятелей. Позже к ним добавились книги и гравюры – первый росток будущего собрания.

В 1878 г. Петр Иванович вернулся в Россию, став одним из законных совладельцев торгового дома "И.В.Щукин с сыновьями". Страсть к коллекционированию росла пропорционально доходам молодого коммерсанта. Щукина неоднократно видели у Сухаревой башни, где в те годы торговали всякой всячиной, начиная от подержанных вещей и до антикварных уникумов, часто он наведывался и на Нижегородскую ярмарку – здесь нередко попадались предметы старинной русской утвари. Случайно приобретенный на ярмарке серебряный ковш XVIII в. кладет начало уникальному собранию Петра Щукина - подборке коллекционера-знатока, в основе которого лежит сознательное и целенаправленное собирательство, характерное для России рубежа XIX–XX веков.

Правда, в отличие от своего младшего брата Сергея, большой разборчивостью Петр Иванович не отличался. Ему нравилось покупать и покупал он недолго раздумывая, а уж если что поступало в коллекцию, никогда не пропадало и не отчуждалось. Поэтому простонародные хлебницы и прялки соседствовали с древнерусскими монетами и старинными немецкими книгами, а персидские ковры ценились не меньше картин французских импрессионистов или архивных документов. Обрастая невероятным количеством предметов, Петр упорно не хотел отказываться ни от одной из части своей интернациональной коллекции, стремясь, как он сам говорил "наглядно показать, какое влияние имели Восток и Запад на русскую культуру".

Коллекция Щукина огромна – почти 24 тыс. предметов, причем иногда под одним номером идет целый комплекс экспонатов. В свое время коллекционеру пришлось выстроить целых три здания, в которых разместился его личный музей, открытый для широкой публики. А в 1905 г. Петр Иванович отписал свои несметные сокровища Историческому музею.

Юбилейная экспозиция открывается разделом "Для своей страны и своего народа", посвященным вкладу семьи Щукиных в отечественную культуру. Здесь представлены раритеты из коллекций семьи Щукиных, хранящиеся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном музее искусств народов Востока, Государственном музее керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века".

В центральном разделе выставки "Музей Российских древностей П.И. Щукина" представлены отделы музея: церковных древностей; тканей, ковров, гобеленов и шпалер; драгоценностей и посуды; оружия; архив и библиотеку; картинную галерею. Для экспонирования отобраны памятники особенные и уникальные, в том числе те, которые приобретал только он, и которые не входили в сферу интересов других коллекционеров.

Самостоятельный раздел выставки образуют памятники ремесленного производства и народного искусства. Особый интерес в данном разделе представляют памятники с владельческими и иными надписями, знаками или легендами, отражающие быт и духовную культуру российского общества XVI–XIX веков.

В заключительном разделе "Для всех любителей старины" выполнена реконструкция небольшой части центрального зала музея П.И.Щукина.

Выбор читателей