Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Коммунисты, основные организаторы затеи, в последнее время громче других возмущаются резким сокращением эфирного времени, которое предоставляется даже парламентским партиям (не считая "Единой России", конечно) на государственном телевидении. По словам заместителя председателя КПРФ Ивана Мельникова, коммунисты и представители других левопатриотических организаций намерены выйти на акцию с тремя основными требованиями. Во-первых, они настаивают на создании по-настоящему общественного телеканала с наблюдательным советом из представителей политических партий; во-вторых, требуют прямой трансляции заседаний Госдумы, на которых обсуждаются важнейшие законопроекты; ну и, наконец, добиваются равного доступа партий к СМИ. "Нам нужны качественные возможности по представлению своей точки зрения на телевидении, а не картинки с мероприятий с нашим участием, упакованные в издевательские пропагандистские комментарии", – отметил Мельников.
Беспокойство одного из лидеров КПРФ можно понять. По результатам последнего опроса, проведенного компанией "Башкирова и партнеры", рейтинги оппозиционных партий продолжают неуклонно снижаться. В мае 2006 г. исследование общественного мнения, посвященное отношению россиян к политическим партиям, показало опасность такой тенденции. Если бы выборы в Госдуму проходили нынешней весной, в нижнюю палату парламента без затей прошли бы только две партии: ЕР и КПРФ – за них готовы были проголосовать соответственно 37,9% и 9,4% респондентов. С учетом возможной в данных любого опроса ошибки, можно также рассчитывать, что в Думу попала бы и ЛДПР – за нее отдали свои голоса 6,9% опрошенных. А заградительный барьер на выборах в Госдуму теперь равен семи процентам.
Впрочем, ЛДПР никто уже не считает оппозиционной политической силой, и большинство россиян это понимают. Оппозиционная риторика жириновцев прекрасно сочетается с "правильным" голосованием в Думе по всем ключевым вопросам. Создается даже впечатление, что порой, когда "партия власти" уверена, что законопроект все равно наберет нужное число голосов, она позволяет членам фракции ЛДПР голосовать свободно. В этом случае некоторые "соколы Жириновского" смело жмут на кнопку "против", а потом их бессменный вождь бравирует результатами такого голосования, чтобы убедить избирателей, что ЛДПР не поддерживает нынешнюю власть.
Некоторые бесхитростные россияне поддаются на такой обман и готовы вновь и вновь поддерживать ЛДПР на выборах, будучи уверенными, что таким образом выражают свой протест против политики Кремля. На деле они лишь льют воду на его мельницу, так как любой режим, желающий казаться демократическим, должен не только терпеть наличие оппозиции, но и поддерживать на словах реальную многопартийность. При этом в коридорах власти по-прежнему строят наполеоновские планы: как расправиться с реальной оппозицией и поддержать мнимую, чтобы она и только она присутствовала в парламенте.
Для того-то и сокращают до смешного эфирное время коммунистам и членам "Родины", чтобы лишний раз не давать им возможности напомнить о себе. Тем самым власть добивается сокращения их электората и, в конечном итоге, выведения их из числа реальных игроков на российской политической сцене.
Борьба с коммунистами пока не приводит к окончательной победе: число сторонников левых взглядов, симпатизирующих именно коммунистическому лейблу, все еще превышает заградительный барьер. К тому же в ситуации, когда нет никаких гарантий, что заградительный барьер преодолеет хотя бы еще одна партия, коме ЕР, КПРФ приходится даже беречь, иначе выборы вообще будут признаны недействительными. По данным того же опроса общественного мнения, партии-сателлиты, созданные при участии кремлевских стратегов, вообще не в состоянии бороться за депутатские мандаты – ни Партия пенсионеров, ни Партия Жизни, ни Партия социальной справедливости не набирают пока и 1% голосов.
У демократов тоже дела из рук вон плохо. "Яблоко" может рассчитывать на 1,4%, а СПС набирает и того меньше – 0,9%. В такой ситуации не стоит даже и думать об объединении, все равно толку не будет. Не случайно аналитики давно уже назвали их партиями с парламентским прошлым. А другой политической силы, способной объединить по-настоящему праволиберальный электорат, в России пока нет.
Между СПС и "Яблоком" расположилась Аграрная партия, которая последние годы стабильно входит в десятку лучших, но так же стабильно не попадает в парламент. И сейчас у нее тоже лишь 1,2%, что слишком мало для борьбы на федеральных выборах.
Единственная не поддерживаемая Кремлем партия, которая при определенных обстоятельствах могла бы побороться за депутатские мандаты, – это "Родина". По данным опроса, сейчас она набрала бы 3,1% голосов, а с помощью умелой предвыборной агитации могла бы заметно увеличить этот показатель. Но и нынешний расклад позволяет "Родине" попасть в Думу, так как три лидера (ЕР, КПРФ и ЛДПР) в сумме не набирают 60% голосов, а в этом случае, согласно избирательному закону, в распределении парламентских мандатов должна принять участие следующая за лидерами партия, даже если она и не преодолела заградительный барьер. Но такой результат станет возможным только при условии, что "Родину" не попытаются снять с выборов под любым предлогом и дадут ей возможность вести предвыборную агитацию наравне если не с "партий власти", то хотя бы с остальными соперниками. Пока же ей просто затыкают рот, да и не только ей.
Возвращаясь к запланированной на сегодня акции, следует согласиться с позицией лидеров КПРФ и "Яблока", утверждающих: в последнее время ситуация в российских СМИ только ухудшается. Без создания общественного телевидения изменить эту тенденцию действительно вряд ли возможно. Впрочем, коммунисты уверены, что сегодня нажим на прессу уже не ограничивается электронными СМИ. "Если раньше были проблемы в основном с монополией "партии власти" на телевидении, то сегодня мы чувствуем, что и над печатными изданиями усиливается контроль, публикации становятся все более осторожными и менее критическими", – считает Иван Мельников. Это и есть, по его мнению, один из элементов информационной блокады, против которой готовы выступить активисты КПРФ и "Яблока". В свою очередь, первый заместитель председателя "Яблока" Сергей Иваненко, отметив, что задачи "Яблока" и КПРФ и их оценки происходящего в стране не совпадают, вынужден согласиться с тем, что состояние российских СМИ, прежде всего электронных, "не может не вызывать самую серьезную тревогу".
Кстати, если коммунисты обеспокоены, в первую очередь, сокращением собственного электората, то "Яблоко", по словам Иваненко, волнует еще и тот факт, что "введенная на федеральном телевидении жесткая цензура" вынуждает россиян вообще не смотреть информационно-политические передачи. А это может привести к активизации "экстремистских политических сил, представители которых ходят по квартирам, бросают в почтовые ящики свои листовки". И надо сказать, что тревога эта вполне обоснованна.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету