Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Решение увеличить число избирательных округов, чтобы уменьшить количество избирателей, приходящихся на одного депутата, будет способствовать улучшению работы парламентариев, усилит их связь с народом. Так полагали авторы поправок. Кроме того, увеличение общего числа депутатов позволит жителям республики избрать большее количество парламентариев от партий. Что тоже весьма существенно, так как в противном случае некоторые партийные фракции в парламенте могли бы насчитывать всего 2-3 члена. Однако вопреки ожиданиям избирателей и примерам ряда других субъектов РФ, депутаты Госсовета отказались увеличивать численный состав парламента.
Тенденция увеличения количества региональных депутатов связана, как известно, с переходом законодательных собраний на формирование по смешанной системе. Требование федерального законодательства, чтобы как минимум половина депутатов избиралась по партийным спискам, поставило перед многими регионами сложную задачу. С одной стороны, необходимо обеспечить связь депутатов с избирателями, с другой – не раздувать статью собственного бюджета о расходах на деятельность представительного органа власти.
Почти во всех субъектах Федерации после принятия новой Конституции РФ был заметно сокращен состав регионального парламента. Судите сами, в советские времена в среднем на один областной Совет приходилось 208 депутатов, а на краевой – аж 281. Минимальный состав Совета был установлен в 100 депутатов. После распада СССР столь многочисленные депутатские корпусы доказали, что эффективно работать они не в состоянии. Россия не нуждается в таких многочисленных региональных парламентах, посчитали в Кремле и предложили ограничить число парламентариев. Законодательство предусматривало, что в областном парламенте должно быть не более 50 человек. Однако та же Москва пошла еще дальше – в Мосгордуму решили избрать всего 35 депутатов.
О том, что не надо сразу на порядок сокращать число депутатов, Ельцина предупреждали многие специалисты. Однако первый президент РФ, испытывавший после событий октября 1993-го антипатию к народным избранникам, настоял на своем. В итоге многие региональные парламенты были полностью подавлены исполнительной властью. И, главное, был фактически полностью ликвидирован депутатский контроль над деятельностью губернатора и регионального правительства.
Впрочем, тогда депутатов избирали лишь по одномандатным округам. И предполагалось, что они должны заниматься только законотворчеством. Практика показала, что это невозможно. Люди все равно приходили на прием к своему депутату и просили его помочь в решении своих проблем. И депутату приходилось становиться просителем в исполнительных структурах. Но так как депутатов теперь стало очень мало, а просителей осталось столько же, эффективность работы с избирателями заметно уменьшилась. Да и полномочия депутата стали не столь велики, чтобы настаивать на выполнении своих требований, как это было прежде. Но если теперь половина законодательного собрания будет избираться по спискам, нагрузка на одномандатников возрастет в два раза. Ведь с партийных депутатов какой спрос? Они подчиняются своим лидерам, решают глобальные политические задачи, а не персональные проблемы каждого.
В связи с этим во многих регионах страны заговорили о том, что число депутатов областных парламентов должно быть увеличено, хотя такие предложения нередко встречались в штыки руководителями исполнительной ветви власти. В Калининграде, например, парламент принял решение об увеличении количества депутатов в следующем созыве с 32 до 40 человек. Губернатор Георгий Боос сразу же выдвинул альтернативное предложение: предложил в целях экономии сократить расходы на деятельность парламента и, соответственно, сократить количество самих депутатов с 32 до 20. Однако парламент решил не идти на поводу у губернатора. Кстати, когда количество депутатов увеличилось с 32 до 40 человек, в зал заседания перестали пускать журналистов, так как там пришлось установить дополнительные кресла для депутатов. Учитывая небольшие размеры зала, где и раньше постоянно возникали "пробки", было принято решение организовать для СМИ видео-аудиотрансляцию на первом этаже. Телевизионные компании имеют право снимать только первые 10 минут после начала заседания народных избранников.
В Ивановской области было решено увеличить число депутатов Законодательного собрания с 35 до 48. Губернатор Владимир Тихонов выступил против, перед зданием парламента даже устраивались акции протеста. Активисты заявляли на митингах, что вызовут на рукопашный бой тех депутатов, которые проголосуют за цифру 48, и будут биться с ними "до первой крови".
В Пермской области тоже внесли изменения в закон "О выборах депутатов Законодательного собрания". Одна из поправок, инициированная комитетом ЗакСа по региональной политике, подразумевала увеличение числа депутатов областного парламента до 80 человек, 40 из которых будут избираться по партийным спискам. Однако затем был образован Пермский край, а в его законодательном органе решено было избрать 30 человек по спискам, а еще 30 – по округам.
Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области, назначая дату очередных выборов на 12 марта 2006 г., тоже приняли новый закон о выборах депутатов и определили новую схему избирательных округов. Количество депутатских мест в новом региональном парламенте увеличилось с 42 до 50, при этом половина депутатов избирается по партийным спискам, а другая половина – по одномандатным округам. Депутаты Заксобрания Ленобласти также рассмотрели данный вопрос в связи с изменениями федерального законодательства и внесли соответствующие изменения в областные законодательные документы. Но приняли решение, что численность областного парламента останется прежней – 50 депутатов.
Не изменилось число депутатов и в Мосгордуме. Однако теперь 20 из них избирается по партийным спискам, и лишь 15 – по округам. Между прочим, округа совпали с теми, по которым выбирают в столице депутатов Госдумы. В результате число избирателей на одного регионального депутата превысило все разумные пределы.
А вот депутаты тюменской областной Думы пошли еще дальше в противоположном направлении – они внесли изменения в Устав области, согласно которым количество депутатов регионального парламента сокращается с 52 до 32 человек. Также уточнено количество депутатов, избираемых по партийным списком и по одномандатным округам: соответственно 16 и 16, вместо прежней пропорции – 26 и 26.
Такие странные решения некоторых региональных парламентов явно приняты под нажимом исполнительной власти, которой легче оказывать влияние на меньшее число парламентариев. Легче и обеспечивать депутатов привилегиями, чтобы те были послушнее. Вот почему большинство аналитиков, если только они не принадлежат "партии власти", сегодня критикуют любые попытки сократить число парламентариев в регионах России.
Анализ численного состава парламентов субъектов РФ, говорят они, позволяет сделать вывод о том, что в целях оптимального представительства избирателей, последовательного, эффективного осуществления региональными парламентами своих функций и полномочий требуется увеличение числа депутатов. Впрочем, простое увеличение численного состава региональных парламентов не даст нужного результата. Требуется расширить полномочия депутатского корпуса, чтобы парламент мог усилить контроль за погрязшими в коррупции чиновниками и оперативно осуществлять связь с избирателями.
В Европе чувствуется усталость от конфликта
Иностранные летчики специально нарываются на неприятности