Путин не стал миндальничать с Лондоном

Великобритания может попасть в список стран, которые укрывают на своей территории террористов. Таков смысл заявления, сделанного на саммите G8 президентом России


ФОТО: AP



Великобритания может попасть в список стран, которые укрывают на своей территории террористов. Таков смысл заявления, сделанного на саммите G8 президентом России Владимиром Путиным.

Конечно, никто всерьез не может рассчитывать на принятие каких-либо международных документов с подобными выводами в адрес Великобритании. Однако, по мнению российских политиков, слова президента должны изменить отношение Лондона к проблеме выдачи лиц, обвиняемых нашей страной в тяжких преступлениях. В первую очередь речь идет об эмиссаре чеченских сепаратистов Ахмеде Закаеве, который, как считает Путин, должен быть выдан России: "Для этого не нужно где-то ковырять в каких-то архивах, у нас доказательства есть, видеоматериалы его преступной деятельности", – заявил российский президент на пресс-конференции.

Тема выдачи Закаева была поднята Путиным на питерском саммите в связи с обсуждением ситуации на Ближнем Востоке. Партнеры российского президента предлагали возложить ответственность за эскалацию там военного конфликта на государства, лояльные к террористам. Но Россия не согласилась с такой постановкой вопроса. "Когда нам говорят: "Давайте упомянем Сирию, или Иран, или еще какую-то страну", то почему бы не упомянуть другие (страны), которые укрывают на своей территории террористов?" – отметил Путин. И напомнил о Великобритании, которая упорно не соглашается передать России ни Закаева, ни Березовского.

Заявление Путина было сделано после того, как новое руководство Генпрокуратуры объявило о намерении еще раз поднять вопрос об экстрадиции Закаева и других лиц, подозреваемых в пособничестве чеченским боевикам. Недавно генпрокурор Юрий Чайка выразил готовность немедленно направить в Лондон делегацию, в составе которой будут представлены не только работники Генпрокуратуры, но и сотрудники Минюста и МИДа. Они попытаются доказать виновность некоторых обвиняемых в терроризме и ряде других преступлений лиц, проживающих на территории Великобритании.

А директор ФСБ Николай Патрушев недавно заявил, что эффективному сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом препятствует политика двойных стандартов ряда зарубежных стран, "в частности, в отношении таких одиозных лидеров бандформирований как Закаев, Нухаев, Удугов и другие". Эти лица объявлены в международный розыск, однако свободно перемещаются по многим странам мира, отметил он.

В число стран, приютивших террористов, Россия готова включить и Соединенные Штаты Америки. Ведь именно там недавно получил политическое убежище один из лидеров чеченских боевиков, эмиссар Аслана Масхадова Ильяс Ахмадов. Иммиграционный суд в Бостоне (шт.Массачусетс) вынес такое решение еще в апреле, американские власти подали на него апелляцию, однако потом эта апелляция была отозвана.

Между тем в заявлениях российских официальных лиц имеется определенная нестыковка. Создается впечатление, будто в головах наших высокопоставленных чиновников просто не укладывается тот факт, что в других государствах судебная власть может быть независимой от власти исполнительной. Напомним: решение об экстрадиции в той же Великобритании принимает суд, который не обязан обращать внимание на заявления политических кругов. Руководствуясь только правовыми материями, суд отказал России, требовавшей экстрадиции Закаева и, естественно, представившей необходимые документы. Но видеоматериалы, о которых снова упоминает Путин, не произвели впечатления на английских судей. Видимо, из них все же не следует, что Закаев является террористом.

В России, похоже, слишком привыкли к тому, что суды действуют по указке исполнительной власти и даже правоохранительных органов. Достаточно вспомнить ряд приговоров в шпионаже, вынесенных по требованию ФСБ. А если говорить о гражданской юстиции, то следует упомянуть "свежие" случаи с принудительным выселением из своих домов жителей Южного Бутова или, скажем, изготовленные под копирку решения судов о сносе "пеналов" и "ракушек", установленных, кстати, по согласованию с московскими властями. Правомерность всех этих решений вызывает большие сомнения у юристов, в ряде случаев на их некорректность указывают зарубежные специалисты. Но нашу власть эти замечания не трогают, она призывает Запад не оказывать давление на российский суд, хотя всем известно, что реальное влияние на третью власть оказывают отнюдь не правозащитники, а те исполнительные структуры, которые, вопреки закону, выдают судьям квартиры или обеспечивают их иными материальными благами.

Но в Великобритании и США перед судом трепещут даже президент и королева. Даже они не вправе отменить вердикт присяжных или решение судьи, принятое на законных основаниях. И юрист Путин это прекрасно знает, однако все же надеется на выдачу Закаева и ему подобных. В Петербурге Путин заявил, что в некоторых странах действительно сложные правовая и судебная системы, и многие криминальные элементы и лица, замешанные в терроризме, "пользуются этим, чтобы разрушать цивилизованные страны и те базовые принципы, на которых основана сегодняшняя цивилизация демократических стран". И президент РФ призвал изменить эту ситуацию.

Однако это заявление Путина вряд ли поймут в Лондоне. Если Вашингтон после 11 сентября сумел настоять на определенном сокращении объема гражданских прав ради эффективного противостояния террористам, то в более консервативной Великобритании вряд ли станут принимать какие-то временные законы, ущемляющие права и свободы человека.

В России поправки в федеральное законодательство, усиливающие борьбу с терроризмом, были приняты почти единогласно и в очень сжатые сроки. И многие уверены, что президент подпишет эти документы, несмотря на критику со стороны экспертов, предупреждающих о неконституционности некоторых новаций (в частности, приравнивающих к экстремизму клевету на госслужащих). Пусть закон скорее заработает, а уж потом самые одиозные его пункты можно будет перефразировать, полагают в Кремле. В Европе все наоборот. Там могут годами обсуждать законопроект, ущемляющий права граждан. Причем партия, предлагающая такого рода поправки, рискует потерпеть сокрушительное поражение на очередных выборах. Скорее уж там согласятся с правом России "мочить" террористов за рубежом, в их европейских сортирах, чем выдадут нам лиц, которые признаны судом не подлежащими экстрадиции.

Это вовсе не значит, что решение суда не может быть пересмотрено в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Если у России появились новые доказательства причастности того же Закаева к тяжким преступлениям, совершенными чеченскими боевиками, их надо передать в Лондон с новым требованием об экстрадиции. Но если речь идет только о том, чтобы заставить суд пересмотреть свое отношение к уже имеющимся в его распоряжении документам, совершенно ясно, что рассчитывать России не на что. И в этом случае наши политики либо безрассудные оптимисты, выдающие желаемое за действительность, либо хитроумные прагматики, обманом заставляющие свой народ поверить в то, что нынешний политический режим действительно борется с терроризмом, а не с оппозицией и простыми гражданами, чьи законные интересы разошлись с интересами государства и его правящей элиты.

Выбор читателей