Слухи о кончине СНГ преувеличены

В Москве прошел саммит лидеров СНГ, решивших реформировать эту организацию. Содружество временно похудело на четверть, зато приобрело стройность мысли и единое видение перспектив


ФОТО: Кremlin.ru



Двухдневный неформальный саммит лидеров СНГ, завершившийся в субботу, породил массу спекуляций на тему участия или неучастия в нем глав некоторых государств, в первую очередь - Грузии и Украины. Этот сюжет едва не затмил содержательную сторону мероприятия. Между тем основные договоренности, достигнутые в процессе общения лидеров стран содружества, заслуживают отдельного анализа.

Главный итог саммита сводится к оптимистическим утверждениям всех его участников о важности СНГ и необходимости сохранения этой организации в качестве одного из ключевых игроков на современной геополитической арене. Уместно напомнить, что год назад большинство комментаторов августовского саммита СНГ в Казани предсказывали скорое прекращение деятельности содружества, изначально созданного для "цивилизованного развода" бывших республик Советского Союза (что, в принципе, является давно свершившемся фактом). Конечно, СНГ может быть востребован как дискуссионный клуб или переговорная площадка, однако и этот формат представляется избыточным: вопросы, интересующие те или иные страны, все равно решаются, как правило, в двустороннем порядке. По мнению наблюдателей, рыхлая организационная структура, отсутствие механизма контроля за выполнением решений, возможность для любого участника СНГ уклониться от подписания того или иного документа делают организацию недееспособной. Таким образом, будущее СНГ рисовалось в весьма мрачных красках, а заявления некоторых официальных лиц – в том числе, российского президента - о том, что СНГ нуждается в реформировании, поскольку прежние задачи уже выполнены, а новые пока не сформулированы, воспринимались как стремление сохранить хорошую мину при плохой игре. Дескать, прекрасно понимая, что у СНГ нет будущего, Россия все же не хочет публично признать несостоятельность своей политики, предоставляющей серьезные экономические преференции "ближнему зарубежью".

Неформальный саммит лидеров СНГ полностью опроверг эти негативные прогнозы. Президент Казахстана, в настоящее время являющийся председателем СНГ, предложил конкретную программу реформирования организации. Он заявил, что "не должно быть государств, которые не согласны и не подписывают документы и, естественно, не выполняют" соответствующих решений. "Решения должны быть обязательны для всех", - добавил Назарбаев. Казахский лидер предложил реорганизовать структуру СНГ в соответствии с озвученными им идеями и предложил на рассмотрение ряд вопросов, по которым должны быть выработаны конкретные программы. Это миграционная политика, транспортная система, образовательная сфера, вопросы борьбы с вызовами сегодняшнего дня и гуманитарная проблема. На саммите также было предложено добавить вопрос о выработке единых подходов в международных отношениях и о необходимости создания общего пространства, касающегося оборонной политики. Лидеры СНГ не скрывают, что собираются уподобить свою организацию "большой восьмерке", правда, в региональном масштабе. Так, по предложению Назарбаева, заместители премьер-министров будут выступать "шерпами" президентов, составляя и согласовывая тексты конкретных документов, которые будут приняты на ноябрьском саммите в Минске. Таким образом, СНГ позиционирует себя как региональная организация, цель которой - интеграция стран содружества в единое пространство и усиление каждого члена СНГ в экономическом, военном и международном отношении. Назарбаев отметил, что "Россия должна быть центром продвижения и мотором такой интеграции".

На этом фоне отсутствие на московской встрече президентов Туркмении, Украины, Грузии и Армении (четырех из двенадцати государств содружества), не должно восприниматься как ослабление СНГ. Следует признать, что у каждого из отсутствующих были вполне серьезные причины для того, чтобы отказаться от поездки. К примеру, тесные отношения между Россией и Арменией делают весьма правдоподобной версию о том, что Роберт Кочарян действительно серьезно болен, раз не сумел прибыть в Москву. Что касается Сапармурата Ниязова, то присутствие на саммите "отца всех туркмен" вряд ли можно было бы считать позитивным моментом. Диктаторское правление Туркменбаши и культ личности, процветающий в Туркмении, могли бы скомпрометировать как лидеров остальных стран СНГ, так и саму идею содружества, одним из членов которого является столь одиозная личность.

Отсутствие на саммите президента Грузии Михаила Саакашвили также вполне объяснимо. Россия, которой изрядно надоели провокации грузинской стороны, не упускающей возможности по любому поводу задеть российские национальные интересы, отвесила грузинскому президенту дипломатическую пощечину. Было объявлено, что из-за плотного графика Путин не сможет найти времени для встречи с Саакашвили. Да и, действительно, зачем встречаться, если стороны не выработали никакого компромиссного решения ни по одному вопросу, касающемуся межгосударственных отношений. "Саакашвили просто не готов к обсуждению с президентом Путиным всех вопросов, связанных с выводом российских миротворцев из Грузии, и вытекающих отсюда проблем", - считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. В свою очередь, член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Владимир Горюнов заявил, что причиной отмены визита президента Грузии Михаила Саакашвили в Москву стало "отсутствие у него рычагов давления на российское руководство". Полномочный представитель Республики Южная Осетия в РФ Дмитрий Медоев высказал мнение, что Саакашвили, отменив свой визит в Москву под давлением "партии войны", упустил возможность еще раз подтвердить приверженность грузинского руководства мирным принципам урегулирования конфликтов. С Медоевым солидаризируется член Общественной палаты Сергей Марков, который связывает нежелание Саакашвили приехать на саммит с полной победой в Тбилиси "партии войны", что делает визит бессмысленным. Ну а руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин объясняет нежелание грузинского лидера участвовать в саммите его стремлением "в очередной раз нагадить России". Ну и, наконец, президент фонда "Политика", член Общественной палаты Вячеслав Никонов полагает, что отсутствие грузинского президента нисколько не обеднило саммит лидеров СНГ, позволив провести встречу единомышленников, которым не мешает "балласт" в лице Саакашвили.

Официальная версия Украины в связи с отказом Виктора Ющенко отправиться в Москву гласит: в непростой для родины час украинский президент предпочел остаться дома и решать более актуальные проблемы. "Отмена визита Ющенко на саммит СНГ абсолютно не навредит отношениям Украины и России", - считает из лидеров "Нашей Украины" Анатолий Кинах. Действительно, ситуация с премьер-министром и правительством Украины требует постоянных консультаций Ющенко с политическими элитами страны. Однако заведующий отделом Украины и Крыма Института стран СНГ Кирилл Фролов объясняет отсутствие Ющенко на саммите иначе. Ссылаясь на информацию, полученную из украинских источников, Фролов сообщил: Москва поставила условия, при которых Путин готов будет встретиться с украинским президентом. "Ющенко ясно дали понять, что подобная встреча состоится, только когда премьер-министром Украины станет Виктор Янукович. При этом в новом правительстве не должно быть одиозных антироссийски настроенных фигур", - сообщил Фролов. Как бы там ни было, сначала Ющенко должен навести порядок у себя дома, и лишь после этого будет иметь смысл его появление на международном форуме.

Выбор читателей