Загадочный Рембрандт

В этом году отмечается 400-летие со дня рождения великого голландца. Кураторы решили представить творчество Рембрандта в более широком контексте и подготовили масштабную выставку


Фото radiomayak.ru



У каждого человека могут быть свои слабости. Только о пагубных пристрастиях простого смертного знают лишь его близкие. А о приоритетах публичной персоны догадывается весь мир. Известно, например, что для дирекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина насыщенная и многообразная история мирового искусства сводится к двум темам: живопись импрессионистов (причем исключительно в контексте коллекций Щукина и Морозова) и творчество великого голландца Рембрандта Харменса Ван Рейна. Если просмотреть историю музейных выставок за последние десять-пятнадцать лет, их преобладание очевидно. С завидным упорством музейные кураторы снимают одни и те же картины из постоянной экспозиции и торжественно переносят их в соседний Белый зал. Выставка готова. В лучшем случае, ее удается украсить парой-тройкой шедевров из зарубежных музеев.

В отношении к коллекции импрессионистов такая политика более или менее понятна: французские картины XIX-XX вв. являются главным источником доходов для нищего музея, выживающего только благодаря зарубежным коммерческим выставкам. А, как известно, товар периодически надо показывать лицом. Кроме того, в последнее время большие партии уникальной коллекции так часто уезжают за рубеж, что вполне могут существовать в родных стенах исключительно в качестве временной экспозиции. Но вот патологическая любовь к Рембрандту совершенно необъяснима. Экспозиции "Все офорты Рембрандта", "Рембрандт и голландская живопись" - лишь часть выставочных проектов последних лет, посвященных любимому художнику ГМИИ. Почему Рембрандт, а, например, не Рубенс? Остается загадкой.

Однако в этом сезоне музейные кураторы имеют полное право вновь обратиться к произведениям своего любимого мастера, так как все прогрессивное человечество отмечает 400-летие со дня рождения великого голландца. На этот раз кураторы решили представить творчество Рембрандта в более широком контексте и подготовили масштабную выставку "Рембрандт, его предшественники и последователи".

Еще несколько десятилетий тому назад профессионалы оценивали произведения искусства исключительно опираясь на самые громкие имена той или иной эпохи. Все голландские и фламандские полотна XVII столетия должны были принадлежать кисти Рубенса и Рембрандта, а в любой приличной испанской картине обязательно видели руку Эль Греко или Веласкеса.

Когда же кладовая бесспорных шедевров оказалась полностью исчерпанной, растерянные специалисты оглянулись вокруг и обнаружили, что самые продвинутые гении от искусства не росли в одиночестве, как баобабы в лесу, а были тесно связаны с культурой своей эпохи. И как бы талантливый и прогрессивный живописец не "вываливался" из своего времени, у него непременно находились ученики. Да и сам он не рождался на пустом месте, а глубоко уходил корнями в культурные традиции своей страны. Опять же, стало ясно, что одновременно с суперзвездами на мировой арт-сцене существовало немало талантливых художников, чья судьба непосредственным образом была связана с жизнью и творчеством великих старых мастеров. Именно эти живописцы чувствовали основные веяния эпохи, они готовили почву для будущих гениев, создавали мастерские и художественные школы, в которых успешно развивались способности молодых художников.

Кураторы выставки "Рембрандт, его предшественники и последователи" видели свою задачу в том, чтобы не только показать произведения юбиляра, но и максимально полно представить творческую атмосферу, в которой сформировался его талант. Другая цель проекта заключается в том, чтобы на примере отдельных памятников показать суть творческих контактов Рембрандта с его учителями и учениками, а также поведать об истории некоторых картин, лишь недавно получивших окончательную атрибуцию. Ведь современные ученые порой безжалостно отвергают атрибуции прославленных произведений, которые в свое время были приобретены доверчивыми коллекционерами как оригинальные творения Рембрандта. Поэтому в экспозиции принимают участие картины многих известных мастеров этой эпохи: Питера Ластмана, Николауса Кнюпфера, Якоба Баккера, Филипса Конинка, Яна Ливенса, Карела Фабрициуса, Гербрандта ван ден Экхаута, Фердинанда Бола, Эберхарда Кейля.

Но поклонники самого Рембрандта могут не огорчаться, ведь жемчужиной выставки все-таки останутся полотна великого голландца, в том числе пять шедевров из нью-йоркского музея Metropolitan и автопортрет из музея Гране в Экс-ан-Провансе. Другой сюрприз кураторов – восемь картин мастеров школы Рембрандта, прибывшие из региональных музеев России и почти не знакомых широкому зрителю. Экспозицию дополняют рисунки и офорты Рембрандта и его учеников из фондов ГМИИ, которые, как и большинство картин в экспозиции, хорошо знакомы давним и внимательным посетителям музея.

Выбор читателей