Древняя свободная любовь

Выставка с чопорным названием "Любовь и эрос в античной культуре" раскрывает всю подноготную жизни античного общества, признававшего любые проявления человеческих страстей


ФОТО: museum.ru



Для того чтобы в разгар промозглой московской зимы ощутить жаркое дыхание горячего средиземноморского воздуха, достаточно заглянуть в Государственный исторический музей. Выставка с чопорным названием "Любовь и эрос в античной культуре" раскрывает всю подноготную жизни античного общества, признававшего любые проявления человеческих страстей - от проституции до однополой любви.

Поколения советской интеллигенции, воспитанные на "Мифах и легендах Древней Греции" Куна, порой и не подозревают, насколько далека информация, предложенная в этом адаптированном для невинных детишек тексте, от реального образа жизни земных и небесных жителей ойкумены. Впрочем, даже в пересказе Куна местные обычаи и отношения, принятые между богами, героями и обыкновенными людьми, весьма далеки от пуританских нравов. Одним словом, выставка "Любовь и эрос в античном искусстве" весьма актуальна и посвящена значительной составляющей жизни античного общества.

Благодаря неутомимому старику Фрейду, современное человечество воспринимает Эрос – сексуальный, жизнегенерирующий инстинкт, исключительно в паре с Танатосом – инстинктом смерти, неумолимо ведущим "все органически живущее к состоянию безжизненности". В определенной мере подобная ассоциация существовала уже в самых древних культурах, неизменно увязывавших круговорот рождения и смерти в рамках природного цикла.

В то же время древнегреческая цивилизация оставила человечеству значительно более жизнерадостное представление о любви, не отягощенной суровыми нравственными запретами. Это нашло свое отражение как в весьма фривольных сказаниях и мифах, так и в более чем свободных нравах, принятых в античном обществе. "В древнюю эпоху — и в Древней Греции, и в Риме — они не знали ханжеского отношения к любви, - объясняют кураторы проекта. Они считали, что любовь — это всеобъемлющее чувство, которое не воспрепятствует тому, чтобы люди каждый день могли получать наслаждение. Забудьте о своих каждодневных заботах, потому что мы живем сегодняшним днем. А что нас ждет завтра — мы этого не знаем".


Фото: museum.ru

Апогеем торжества "свободной любви" считаются знаменитые Дионисийские празднества, которые зачастую имели чрезвычайно бурный, оргиастический, а порой и кровавый характер. Как правило (хотя и не всегда), в этих буйных оргиях участвовали преимущественно женщины, менады или вакханки. Согласно легенде, женщины устремлялись на эту оргию-радение внезапно, как будто услышав далекий зов невидимого Возлюбленного. Античные авторы, описывавшие "радения" вакханок сообщают, что менады, доведенные до крайней степени эротического исступления, бегали повсюду с развевающимися по ветру волосами, и белая пена стекала с их губ на желто-шафранные хитоны. Подобные ритуалы отправляли во всем эллинском мире – от северных лесов горной Фракии, где культ Диониса всегда был популярен, до южноиталийской Великой Греции. Впоследствии традицию веселых диониссийских празднеств с успехом продолжили римляне, и только после распространения в Европе христианства свободные нравы, принятые в античном мире, оказались не в чести.

Помимо Исторического музея, в проекте "Любовь и эрос" принимают участие Государственный Эрмитаж и ГМИИ имени А.С.Пушкина, а также Государственные музеи Берлина, славящиеся роскошным собранием античных памятников. Среди произведений, представленных на выставке, немало уникальных предметов, которые публика увидит впервые. Кураторы особенно гордятся впечатляющим мраморным фаллом длиной более полуметра и изящным чернофигурным киликом, украшенным зажигательными эротическими сценками и ножкой в виде гениталий. Впрочем, остальные экспонаты выставки не менее откровенны. Помимо собственно античных материалов, в экспозицию вошли итальянские скульптуры XIX века и несколько гемм Нового времени, в которых использованы античные образы и сюжеты.

Выбор читателей