Патриархальный видеоарт и современное искусство

На площадках Музея современного искусства кипит выставочная жизнь. Здесь можно увидеть масштабный проект "История российского видеоарта, том 1", а также выставки Марии Черниковой и Гоши Остерцова


ФОТО: museum.ru



Московский Музей современного искусства открылся всего семь лет назад, однако на сегодняшний день на его многочисленных площадках идет самая интенсивная в городе выставочная жизнь. В то время как большинство столичных музеев постаралось продлить себе зимние каникулы за счет экспозиций, открытых еще в декабре, кураторы Музея современного искусства сразу же после праздников подготовили для публики сразу несколько новых проектов.

Первым номером в Ермолаевском переулке открылась масштабная ретроспектива русского видеоарта, подготовленная известным столичным куратором Антонио Джезуа. Несмотря на обилие исходного материала, перед ним стояла весьма непростая задача. Ведь на сегодняшний день видео – наиболее распространенный и самый доступный жанр современного искусства. Наряду с художниками, профессионально работающими в жанре видеоарта, к видеокамере периодически обращаются как более представители более традиционных видов искусства (например, Айдан Салахова), так и мелкие арт-спекулянты вроде "Синих носов". Причем творчество последних, как любое балаганное шоу, пользуется значительно большей популярностью у "массового зрителя", чем произведения более изысканных маргиналов-эстетов.

В то же время, видеоарт прижился в России сравнительно недавно. "Игнорированный официальным советским искусством и критиками, видеоарт оставался в подполье даже в период перестройки, когда другие нон-конформистские направления в искусстве всплыли на поверхность и были показаны публике на официальных выставочных площадях" – отмечают организаторы выставки "История российского видеоарта, том 1". Стоит подчеркнуть, что подобное промедление не имело никакой концептуальной подоплеки, а было обусловлено причинами исключительно технического характера. Ведь первые камеры попали в руки нашим гражданам чуть ли не одновременно с компьютерами и прочей суперсовременной (на тот момент) оргтехникой.

По этой причине "Первый том" антологии отечественного видеоарта охватывает сравнительно небольшой промежуток времени – от середины 1980-х гг.в и до конца прошлого столетия. В экспозицию вошли инсталляции, одноканальное видео и видеообъекты, а также широкий спектр визуальных и текстовых документальных материалов о работах, местах и людях, которые были тесно связаны с проблемой видеоискусства в этот период.



Фото: museum.ru

Заметный контраст с патриархальной видеоретроспективой представляет творчество молодой художницы Марии Черниковой, представленное на выставке URBAN SURFING. Загадочные урбанистические инсталляции принесли художнице успех в Европе и, несомненно, понравятся московской публике. В первую очередь – поклонникам "Ночного" и "Дневного дозора". Сумрачные улицы мрачного метрополиса словно замерли в ожидании всякой нечисти или неповоротливого "пепелаца" с надписью "Горсвет". Впрочем, художница вовсе не пытается шокировать или запугать зрителя. Мрачный город-монстр Черниковой – всего лишь впечатление автора от современного большого города.

Тем, кому не по нраву экзальтированная "чернуха", лучше сразу отправиться на выставку Гоши Остерцова, которого кураторы проекта "Ремонт" совершенно заслуженно называют "одним из самых ярких художников современной России". Действительно, насыщенные цветом произведения Остерцова более чем ярки и представляют разительный контраст с меланхоличной Черниковой. Заядлый нонконформист со стажем, почетный член групп "Детский сад" и "George & George", Остерцов последние десять лет трудится над мега-проектом "Новое правительство", отдельные части которого время от времени появляются на выставках художника. На этот раз комиксообразные герои "Нового правительства" задействованы в увлекательном ремонтном проекте. "Этот проект погружает зрителя в мир, где утопическое и реальное прорастают друг в друга. Ремонт как экзистенциальное состояние хорошо ложится в строй образов и живописную поэтику Георгия Острецова, тяготеющего к микшированию идеологий, социальной критике, намеренному загрязнению глянцевого строя масскультурных образов", считают кураторы выставки. Чтобы добиться большего эффекта, художник вырвался за пределы экспозиционных залов и задействовал в экспозиции центральный вход в главное здание Музея современного искусства, который теперь надежно замаскирован тематической инсталляцией.

Выбор читателей