Живой прадед современной архитектуры

Оскар Нимейер считается пионером железобетонной архитектуры, сумевшим найти достойное применение этой технологии. Разменяв вторую сотню лет, он отмечает свой юбилей масштабными авторскими выставками


ФОТО: muar.ru



Московский музей архитектуры, часто сдающий свои выставочные площадки под самые невообразимые проекты, в последнее время радует замечательными профильными экспозициями. В конце концов, в истории архитектуры XX столетия существует немало имен, хорошо известных на Западе, но в наших широтах знакомых лишь узкому кругу специалистов.

К сожалению, к ним до сих пор относился и Оскар Нимейер, а точнее, Оскар Рибейру де Алмейда де Нимейер Соарис Филью – уроженец Рио-де-Жанейро, коммунист, о котором сам Фидель Кастро неоднократно говорил: "Нимейер и я – последние коммунисты на этой планете", великий латиноамериканский зодчий прошлого столетия и отец-основатель бразильской архитектурной школы.

Один только послужной список бразильца, сокращенный до самых основных работ, вызывает трепет: комплекс спортивных и увеселительных заведений в Пампулье, банк Боависта, госпиталь "Южная Америка", гостиница "Насиональ" в Рио-де-Жанейро, Музей изящных искусств в Каракасе... Кроме того, Нимейер проектировал главное здание университета в Хайфе и принимал участие в работе над зданием штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. А в далеком 1957 г. Оскар Нимейер спроектировал и осуществил застройку бразильской столицы. По мнению специалистов, оригинальная контрастность необычных по формам зданий местного Сити и подчеркнуто строгих геометрических форм жилых комплексов и по сей день придают Бразилиа неповторимый шарм.

Разменяв вторую сотню лет, архитектор не только остается в здравой памяти, но и отмечает свой юбилей масштабными авторскими выставками. Одна из них – "Поэзия формы" – открылась в московском Музее архитектуры. Экспозиция разделена на пять этапов, отражающих основные вехи творческого пути юбиляра. Первая часть посвящена самому началу 40-х годов прошлого столетия – именно к этому периоду относится знаменитый комплекс в Пампулье.

В последующие десятилетия архитектор успешно продолжал экспериментировать с простейшими, но затейливыми формами, элегантно соединяя рационализм в духе ле Корбюзье с аскетизмом железобетонных конструкций и своеобразной чувственностью. Не удивительно, что порой произведения Оскара Нимейера кажутся сошедшими с картин Джорджо де Кирико и его коллег-метафизиков.

В середине 1960-х начинается новый этап в творчестве мастера – спасаясь от местных военных переворотов, он уезжает в Европу, где и происходит несколько запоздалое, но обязательное для образования каждого уважающего себя профессионала знакомство с античной архитектурой. Одновременно с творческой зрелостью наступает и пора политической активности – в последующие четверть века Нимейер активно работает над различными социальными проектами, будь то парижская штаб-квартира Французской коммунистической партии или Центры общественного образования в родной Бразилии.

В том же духе зодчий продолжает работать и на рубеже столетий. Правда, в последних творениях Нимейера ощутимо нарастают специфические элементы, присущие национальной бразильской культуре, что, вероятнее всего, отражает общую моду на этнику, охватившую мир. Оскар Нимейер продолжает работать по специальности и в настоящее время трудится над комплексом "Дорога Нимейера", который, по всей видимости, должен увековечить имя мастера для благодарных потомков.

Выбор читателей