Олимпийский дурдом

К третьей части экранизации популярного во Франции комикса об Астериксе и Обеликсе сериал окончательно сдулся: ни одной смешной шутки плюс сильно постаревшие актеры, с трудом играющие самих себя

Астерикс на Олимпийских играх (Asterix aux jeux olympiques)
Франция, 2008
Режиссеры: Фредерик Форестье, Томас Лангманн
В ролях: Кловис Корнийяк, Жерар Депардье, Ален Делон, Моника Крус, Стефан Руссо





Попытка французов сделать из своего суперпопулярного комикса международный бренд удалась в полной мере. За две предыдущих серии "Астерикса и Обеликса" зритель, по крайней мере, запомнил их имена, хотя за пределами страны-изготовителя наверняка путается, кто есть кто. Снявшийся в третьей части в роли Астерикса Кловис Корнийяк заметно проигрывает привычному и узнаваемому в этой ипостаси Кристиану Клавье. В роли толстяка в полосатых штанах Обеликса – бессменный Депардье. По всему видать, на гигантские гонорары от первых двух ролей актер решил заняться оздоровительным похуданием, а соответствующий грим ему, несмотря на почти стомиллионный (!) бюджет, придумать не смогли. В "Олимпийских играх" Депардье выглядит как уставший винодел-миллионер, выехавший на съемки из своего шато – так, слегка развеяться на площадке, поиграть лицом.

В основе сюжета, как не трудно догадаться по названию, - оммаж грядущим Олимпийским играм в Пекине, высосанный из пальца группой сценаристов-неудачников. Какой-то галльский петух (а из предыдущих серий мы знаем, какие задиры жители родной деревни "А и О") по имени Влюбленикс (уже смешно) надеется на взаимность греческой принцессы Ирины (Ванесса Хесслер), на руку и сердце которой претендует сын Юлия Цезаря, коего за огромные деньги делает вид что играет Ален Делон. Ну, тут понятно – киноимператору Франции изображать себя на экране сам Юпитер велел. Короче говоря, сын императора Брутус (Бенуа Поэрвульд) в данном любовном треугольнике выглядит покруче, хотя он-то как раз и не пользуется расположением знатной красотки. Чтобы завоевать брачное первенство, в срочном порядке организуются Олимпийские игры, в ходе которых влюбленные самцы – одни при помощи узнаваемых и без всей этой комиксовой экзотики персонажей, вроде главного гонщика на колесницах Шумикса (Михаэль Шумахер), другие – имея в группе поддержки "астериксоидов", – развивают кипучую деятельность, вылившуюся на экран кучей компьютерных гэгов, призванных продемонстрировать всю мощь высоких кинематографических технологий, доступных такому богатому европейскому государству, как современная Галлия.

Поскольку характерный французский юмор и колорит при русском тотальном переводе вечно куда-то теряется, остается наблюдать лишь за картинкой, кстати, снятой крупнейшим европейским мастером – Тьери Арбогастом. Она адресована, по всей видимости, самым невзыскательным и благодарным зрителям – малым детям, для которых повторенная сто раз одна и та же шутка, падающие в мордой грязь наездники или действие друидского зелья, из фильма в фильм придающее галлам невиданную мощь, и в сто первый кажутся смешными. В сущности, на это и расчет, нельзя же ждать от изначально довольно глупой детсадовской комедии какого-то сверхъестественного продолжения, какой-то захватывающей дух истории. Но всегда хочется надеяться на лучшее. В данном случае сюрприза не вышло.

Хотя и после второго фильма я с трудом представлял себе фанатов этого комикса в России, даже возраста покупающих яйца с киндерсюрпризами, толпами валящими на триквел. Поэтому сумма вложенных средств несколько ошарашивает – неужто такие мегапроекты (по меркам Старого Света) окупаются?

Я понимаю, что детей чем-то надо занимать, но подсовывать одну и ту же жеваную жвачку в третий раз, пытаясь сыграть на узнаваемости персонажей и приглашая старичков-звезд на главные роли, слишком наивно. А появление в кадре великих спортсменов в совершенной идиотском виде – особенно глупо выглядит в финале невесть откуда взявшийся Зидан в парике – признак окончательной авторской беспомощности.

И все же трудно не восхищаться смелостью продюсеров, умеющих выбивать деньги под такие проекты. Возможно, они отобьют свои затраты, и не факт, что лишатся прибыли, – но зачем с таким скрипом, буквально выжимая из себя и бедных актеров все соки, натужно создавать в третий раз какую-то невнятицу, когда полно необэкраненных сказок? Загадка. Тут вступают в соревнование бизнес-модели, одним киношникам известные, по которым надо тупо бить в одну точку, пока мишень не порвется в клочья. Потому что в выходные дни надо же куда-то с детьми деваться, жевать попкорн, пить колу? Еще как надо! Жаль только, что при этом вовсе не учитывается реакция несчастных родителей, вынужденных сопровождать чад на подобную ахинею. Хотя, кто знает – наверняка найдутся и среди взрослых любители такой развлекухи, валит же публика на "Самый лучший фильм". Так что, может, и не все так просто.

Выбор читателей