"Культура" пророчествует о прошлом

На телеканале "Культура" начался новый авторский цикл передач Анатолия Смелянского, посвященный театру. На этот раз ректор Школы-студии МХАТ рассказывает о русском театре XX века как о явлении, объединенном сквозным действием


ФОТО: tvkultura.ru



На телеканале "Культура" начался новый авторский цикл передач Анатолия Смелянского, посвященный театру. На этот раз доктор искусствоведения и ректор Школы-студии МХАТ рассказывает о русском театре XX века как о явлении, объединенном сквозным действием. О "Сквозном действии" – именно так называется этот цикл – решили рассказать и журналистам на пресс-конференции.

Цикл состоит из 12 серий по 26 минут и будет показываться по четыре серии в неделю. Каждая передача связана с определенным театральным десятилетием или сломом десятилетия, начиная с 1917 г., когда в Россию пришел настоящий XX век. Герои выпусков – два спектакля разных режиссеров, в которых можно увидеть два способа понимания своего времени. Рассказ Смелянского о российском театре – "попытка представить век в кардиограммах". Интрига – в выборе спектаклей и их сопоставлении, от которого иногда высекаются искры – слишком неожиданно проявляет себя в них сквозное действие истории.

"Мистерия – буфф" Мейерхольда и "Каин" Станиславского, "Федра" Таирова и "Принцесса Турандот" Вахтангова, "Владимир Высоцкий" Любимова и "Юнона и Авось" Марка Захарова – в этом ряду ключевых (и, конечно, субъективно, отобранных) мизансцен есть и особые точки. Например, для конца 1920-х гг. более важными оказываются непоставленные спектакли – пьесы "Бег" Булгакова и "Самоубийца" Эрдмана гораздо точнее очерчивают контуры времени, чем любые другие, идущие на сценах советских театров. А 2000-е гг. с их неустойчивостью и непредсказуемостью театрального будущего и вовсе представлены только одним спектаклем – "Жизнью и судьбой" Льва Додина. "Сложно было понять, чем закончить историю, сложно предсказывать завтра. Только вчера легко, – объясняет Смелянский. – Я не знаю двух точек. Додин – это лирическая история, наша жизнь прошла рядом. Я взял этот спектакль не потому, что он великий; это прощальный поклон прошлому театру".

В программу включены материалы хроник и фотографии, но прежде всего, это рассказ пристрастного, сопереживающего зрителя и участника (Смелянский тридцать лет связан с Художественным театром). Собственно, все его циклы – а до "Сквозного действия" были "Растущий смысл, или Приключения классики на русской сцене", "Тайны портретного фойе", "Михаил Булгаков. Черный снег", "Театральный лицей" и "Предлагаемые обстоятельства" – это вариации импровизированных лекций. Такие же слушают студенты-первокурсники Школы-студии МХАТ, которым Смелянский читает что-то вроде "Введения в историю театра". "У нас сегодня вся страна – это первый курс", – заметил Смелянский, но назвать свою телевизионную деятельность просвещением отказался. Слишком легко иначе впасть в снижение.

С жанром ассоциативного монолога легко еще и впасть в брюзжание. Анатолий Смелянский рассказал историю о старушке из Горьковского ТЮЗа, которая любила повторять: "Раньше голубей было гораздо больше, а гадили гораздо меньше". "Но я прекрасно понимаю, что и голубей было столько же, и гадили так же", – поделился наблюдениями театровед и заверил, что с подобными интонациями он решительно борется, хотя иногда и "хочется в это впасть". История театра, несмотря на то что уже случилась в прошлом, прошлому не принадлежит. Замысел истории проявляется в ходе самого разговора о ней. Ну и, разумеется, в ходе знакомства с этим разговором, пусть и находясь по другую сторону этой самой истории и телевизионного экрана.

Выбор читателей