Грузия открывает доступ к южным границам РФ

В атмосфере тлеющего конфликта между Москвой и Тбилиси решение о расторжении Грузией двух противоракетных договоров имеет уже не столько практическое, сколько пропагандистское значение




Случилось неизбежное – Грузия объявила о выходе из договора о создании объединенной системы противоздушной обороны стран СНГ. Ноту об этом грузинский МИД направил в Белоруссию – страну-депозитарий соглашения. После официального заявления о выходе из договора Тбилиси будет еще год выполнять его условия.

Ранее МИД Грузии уведомил российских коллег о расторжении двустороннего договора о сотрудничестве в сфере ПВО. Власти республики мотивируют свое решение политической и технической несовместимостью с аналогичным сотрудничеством страны в рамках НАТО и курсом на интеграцию в Альянс.

Российские эксперты не видят проблемы в расторжении договоров, поскольку Грузия де-факто уже давно не участвовала в обеспечении функционирования совместной системы ПВО. Суверенное право страны заключать выгодные для себя соглашения и расторгать те, что потеряли практическое значение, никто не оспаривает. К тому же подписание грузинской стороной договора об обмене информацией по контролю за воздушным пространством с Североатлантическим альянсом вступает в противоречие с обязательствами, принятыми ею ранее в отношении России.

В атмосфере тлеющего конфликта между Москвой и Тбилиси решение о расторжении договоров, вероятно, имеет уже не столько практическое, сколько пропагандистское значение для обеих сторон. Поиски виноватого в запуске многочисленных беспилотных самолетов-разведчиков, с завидной регулярностью сбиваемых абхазскими военными, ни в коей мере не являются катализатором принятия важного для обоих государств решения. Напротив, именно теперь можно предположить, что обвинения в нарушении воздушного пространства будут раздаваться чаще и будут менее достоверными.

Кроме того, выход Грузии из договора о совместной системе ПВО стран СНГ открывает двери для размещения на ее территории натовских баз для контроля за воздушным пространством. В 2007 г. американские военные специалисты после изучения возможностей совместного с Россией использования Габалинской радиолокационной станции в Азербайджане провели несколько дней в Грузии и оценили перспективы строительства аналогичной РЛС в Аджарии. Этот вариант упоминался и как альтернативный при возникших осложнениях в переговорах о радаре с Прагой. Тогда грузинские власти не подтвердили, но и не опровергли эту информацию. Американские эксперты, со своей стороны, высоко оценили новые перспективы аэронавигации как для Грузии, так и для США.

Очередное предположение об установке в Грузии американского высокочастотного радара Х-диапазона появилось практически одновременно с сообщением о выходе Тбилиси из договора со странами СНГ. Официальные власти Грузии пока отказываются от комментариев со ссылкой на отсутствие подобных предложений со стороны США, но выражают готовность к диалогу с Альянсом. Как говорится, торг уместен.

Для России размещение американской РЛС в Грузии безусловно будет означать угрозу национальной безопасности. Российские военные эксперты подчеркивают, что только сеть трехмерных РЛС НАТО в Прибалтике способна просматривать воздушное пространство России на глубину до 2 тыс. километров. Определенное беспокойство вызывает американская радарная сеть в Азербайджане, морские радиолокационные комплексы, развернутые у дальневосточных рубежей России. Есть еще радар в Норвегии, а в недалеком будущем появится и в Чехии. И это при том, что срок эксплуатации Габалинской РЛС заканчивается, а альтернативная в Армавире строится недостаточно быстро. Грузинская РЛС, конечно, может иметь целью мониторинг воздушного пространства Ирана, но довод этот не кажется убедительным.

Однако демонстрировать столь воинственное и откровенно неуважительное отношение к России сейчас не выгодно ни Тбилиси, ни Вашингтону. Для Михаила Саакашвили вполне достаточно напряженной дискуссии о будущем Абхазии и Южной Осетии и показательного разрыва договоров, и без того не выполнявшихся. Розыгрыш патриотической карты должен принести ему дополнительные дивиденды к парламентским выборам в конце мая. А вот установление добрососедских отношений с Москвой, напротив, ничего не даст.

В том, что войны между Россией и Грузией за свободу непризнанных республик не будет, почти никто не сомневается. Доводов против значительно больше, чем оснований для драки. Для Москвы, например, наибольшее значение имеет судьба Олимпиады в Сочи. Для США важны трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан и возможность начала военных действий против Ирана.

Именно поэтому планам на размещение РЛС НАТО в Грузии вряд ли суждено сбыться. Этот козырь будет использоваться для политического, а не военного давления на противника. Вашингтон может применить его в переговорах с Польшей и Чехией, чтобы обеспечить большую их сговорчивость и ускорить подписание необходимых соглашений. Тбилиси, наряду с угрозой блокировать вступление России в ВТО, может шантажировать Москву и радаром.

В своей дальнейшей политике в отношении Южного Кавказа России неизбежно придется учитывать даже гипотетические возможности расширения присутствия там военных баз НАТО. Симметричный ответ возможен пока только за счет активизации строительства Армавирской РЛС и сохранения миротворческих баз в Абхазии.

Выбор читателей