Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Суть излагаемой позиции ведущих производителей авторской анимации в том, что "необходимо принять решение о демонстрации в эфире отечественной анимации в объеме не менее 10% от общего времени собственного телевещания".
Безусловно, с такого рода предложением трудно не согласиться. Более того, стоит напомнить читателям, что несмотря на развал в течение последних десятилетий отечественной анимационной киноиндустрии, мастера этого наиболее сложного из всех вида визуального искусства продолжали упорно, за копейки, часто в ущерб здоровью и самой жизни трудиться и создавать свои небольшие шедевры.
Их, этих шедевров, не так много, и конкурировать, с американской или японской анимационной культурой можно лишь в оговоренных пределах: как раз процентов десять и получится, если не крутить с утра до вечера одни и те же фильмы. Но зато какие это будут картины! Хотя и в среднем, судя по фестивалям, российское авторское кино пока сохраняет довольно сильные позиции в мире.
По моим наблюдениям, 90% работ, создающихся на студиях, даже таких выдающихся, как "Пилот" имени Татарского, не находят своего телезрителя. Приставка "теле" тут не случайна. С одной стороны, любители анимации могут купить на развалах всяческих "горбушек" любые образцы авторского кино или при желании поискать их в Интернете, где, как известно "найдется все". Но с другой – надо отдавать себе отчет в том, что аудитория бесплатного "ящика" никак не сопоставима с частью зрителей, обладающей возможностями и желанием выискивать информацию о новых мультфильмах еще где-то и платить за это отдельно. Поэтому если новый фильм не идет в передаче "Спокойной ночи, малыши" или, в крайнем случае, не номинирован на "Оскар", риск быть увиденным миллионами зрителей для него ничтожен.
Таким образом отрубается весь "взрослый" сегмент российской авторской мультипликации. Ее как бы нет в природе. Некоторые маститые авторы, такие как Иван Максимов, доведены этим состоянием дел до того, что не только махнули рукой на пиратов и совершенно не возражают против нарушения их авторских прав, но даже способствуют распространению своих работ на всевозможных носителях. "Иначе их никто никогда не увидит, и для кого я работаю?" – отвечает художник на упрек, мол, зачем ты кладешь свое новое кино в Интернет. Но это касается лишь узнаваемых имен.
Прочим, не столь популярным фильмам и их создателям не светит вообще никакого признания (хотя очень многие этого заслуживают) – публике просто неоткуда почерпнуть информацию об их существовании. Кстати, в нашей стране достаточно жесткое законодательство об авторском праве, поэтому по прошествии даже крупных фестивалей мы не увидим на прилавках ни сборника лауреатов, ни, тем более, работ конкурсантов. Парадокс: специальные вузы готовят профессионалов-аниматоров, в бюджете киноминистерств есть специальная строка, анимационные фильмы в стране делаются (пусть и в ничтожном количестве, но постоянно), но для кого – совершенно непонятно. Их некому и негде смотреть.
С чем это связано? Все очень просто: мультфильмы в подавляющем большинстве длятся столько, что вставить в них рекламу не получается. Раздербанить "прокладками" удается только полнометражные фильмы и, естественно, сериалы. А их-то в нашей стране производят – раз-два и обчелся. "Смешарики", "Лунтик". Ну, один полный метр в год в лучшем случае. Прямо скажем, сериальная продукция (при всем моем, и главное, маленьких детей, уважении) – довольно специфического свойства и качества изображения. Вот она-то и востребована "ящиком". И все.
Но ведь создан специальный анимационный канал. Казалось бы – вот где можно развернуться! Живи и радуйся. Ан нет, редко когда там вообще встретишь русский фильм, а уж про новинки и говорить не приходится.
Опять-таки, в чем дело? Тут уже другая проблема, но Самая Главная для телевидения. Называется она давно уже ставшим привычным словом "рейтинг". Для рекламодателей важна не только сама возможность, как поется в песенке "Ногу свело", "заполнять паузу между рекламами" каким-нибудь "искусством", но и чтобы зритель в этот момент прилипал к экрану. А тут соперничать с "Симпсонами" и "Южным парком" даже Норштейну будет трудновато. Как вообще противостоять большому искусству – массовой культуре? Это отдельный разговор, и мы к нему еще вернемся.
Так вот, заявляю совершенно ответственно: этот самый пресловутый рейтинг на телевидении губит русскую культуру. Убивает и растлевает зрителя. Он всему виной.
Это положение вещей касается, конечно, не только российской анимации, хотя в настоящий момент, собенно в связи с кризисом, больно ударившим по рекламным бюджетам, перед аниматорами встал вопрос физического выживания. Кроме "Смешариков". Честь им и хвала, хотя заслуга там в основном принадлежит маркетингу, и заняли они свою нишу за счет чисто американского подхода к производству.
Тем временем отечественное телевидение лежит распластанным перед оборзевшим вконец "его величеством рейтингом". В очевидных случаях, как с каналом "2x2", где сам Бог велел показывать наше лучшее и "взрослое" кино, а не только сомнительные заокеанские сериалы, днем с огнем не сыщешь ни того же Максимова, ни Татарского, Алдашина, Петрова, Ольшванга, Кузнецова, Соколова, Кирееву, Меринова, Чернову, Ужинова и еще пары десятков сопоставимых имен, не говоря уж о юных и не столь известных авторах.
Мне скажут – рейтинг потому так влиятелен, что без него не будет самой возможности демонстрировать кино. Хорошо, пускай, но имейте совесть – дотируйте отечественный продукт! Квоты вводите, как и предлагают наши относительно нищие производители. Поддерживайте свое кино, будьте хоть немного патриотами. Пускай буржуями, но чуток своими!
Да и разговоры про рейтинги пора бы отдать на откуп совсем безграмотным "акулам бизнеса", дальше своего носа не видящим. К чему вы приучите зрителя, то он и будет "хавать". Недаром уровень патриотизма в Японии или Америке несопоставим с российским точно так же, как несопоставимы их и наша индустрия. Но – это цепочка взаимосвязанных явлений. О чем и беспокоятся наши продюсеры: если мы даже на специализированных каналах будем рекламировать исключительно чужой продукт, вырастет поколение, ничего кроме Бивиса и Бадхеда не видевшее. И чтобы нас окончательно поработить (об опасности чего так пекутся квазипатриоты), американцам даже воевать не придется. Достаточно будет включить телевизор.
Инфляционное давление на народ усиливается
Украинские войска снова пытались бить по российской территории западным вооружением