Затонувшие сокровища Екатерины сохранились в морской воде

Ящики с золотыми монетами, делфтский фарфор, а также 27 картин выдающихся голландских художников, в том числе Рембрандта и Доу, - все это богатство, купленное для Екатерины II, поднимут с затонувшего судна




Ночь с 8 на 9 октября 1771 г. выдалась ненастная: на Балтийском море разразился сильнейший шторм. Рейнуд Лоренс - шкипер корабля "Фрау Мария", направлявшегося из Голландии в Россию, - рвал глотку, перекрикивая сильный ветер и раздавая приказания матросам откачивать помпой воду из трюма. Но, несмотря на все усилия команды, двухмачтовое торговое судно, наткнувшись на скалу, затонуло близ Аландских островов на глубине 41 метр.

На этом история шхуны только начинается. Все дело в том, что в ее трюмах перевозились всевозможные ценности, купленные на аукционе в Амстердаме по заказу императрицы Екатерины II. Среди них была антикварная мебель, ящики с золотыми монетами, делфтский фарфор, расписанный вручную, фарфоровые курительные трубки, серебряные и бронзовые статуэтки. Но самый дорогостоящий груз - 27 картин выдающихся голландских художников XVI - XVII вв., в том числе Рембрандта и Доу. Их приблизительная стоимость, по мнению экспертов, составляет сотни миллионов евро. Все работы были куплены для пополнения коллекции Зимнего дворца (нынешний Эрмитаж).

Перед тем как погрузить шедевры живописи на корабль, их тщательно упаковали: холст наматывали на лосиную кожу, укладывали в свинцовую тубу, заливали пчелиным воском и запаивали свинцом. При таком способе упаковки произведения искусства вполне могли сохраниться и до наших дней. Артем Тарасов, президент благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей", считает, что так оно и есть: "Я верю, что картины упакованы герметично и вода не попадает в ящики. Температура воды всегда +8°С , течения нет, бактерии не работают из-за очень слабой солености. Это идеальные условия".

Екатерина, узнав о кораблекрушении, произошедшем у шведских берегов (нынешние территориальные воды Финляндии), распорядилась начать операцию по подъему судна. Но, несмотря на обширную переписку между ней и Густавом III и даже на решение шведского Сената об оказании помощи, корабль так и остался покоиться на морском дне. Спасать ценный груз планировалась зимой: тогда во льду просверлили бы дырку и через нее крюками пытались бы что-то достать. Но по велению злого рока два года подряд льда не было, а на третий год, когда зима выдалась на славу, корабля на месте не оказалось - его отнесло течением в неизвестном направлении.

Известий о "Фрау Марии" не было 228 лет, пока в июне 1999 г. экспедиция, организованная финским ныряльщиком Рауно Койвусаари, не обнаружила его. Судно стоит на дне вертикально и находится в прекрасном состоянии: обе мачты возвышаются над палубой, а корпус корабля, изготовленный из дуба, практически не поврежден, и крепость дерева сейчас настолько высока, что попытка одного из дайверов вбить в палубу гвоздь не удалась.

Поднять затонувшую шхуну целиком или же просто вынуть из трюмов ценный груз планируется в ближайшие два года. Уже проведены несколько раундов переговоров с участием российской, финской, шведской и голландской сторон. Руководитель группы компаний "МЕТРОПОЛЬ", кандидат географических наук Михаил Слипенчук, готов выступить одним из спонсоров операции, нынешнее состояние экономики его не пугает: "Если мы научились зарабатывать деньги, то должны научиться их правильно тратить".

Выбор читателей