Отечественному производителю мешает капризный потребитель

Молоко и говядина подорожают, однако вовсе не эмбарго в этом виновато, утверждают специалисты. Единственное, что мешает производителю в нашей стране, - капризы соотечественников


ФОТО:



Молоко и говядина подорожают, однако вовсе не эмбарго виновато в этом, говорили на пресс-конференции в РИА "Новости" на тему "Ответные действия России на санкции Запада: мнения производителей".

Председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко напомнил, что молочные продукты традиционно дорожают в конце августа - начале сентября, и в этом году рост цен составит, согласно предварительным оценкам, 10%. "Прошлой осенью цены на молочную продукцию выросли на 20%, хотя никакого эмбарго не было: цены росли из-за роста импорта, который начал диктовать нам свою цену", - объяснил он.

В этом году, предположил глава молочного союза, "мы с нетерпением ждем, что начнется обратная динамика" - наращивание собственного производства должно привести в перспективе к падению цен. "Это неправильный стереотип у всех, что чем больше импорта, тем выше конкуренция, и тем ниже цены", - отметил он.

В то же время без поддержки государства ожидать роста сельхозпроизводства и падения цен не стоит: "Эмбарго не является для нас стимулом наращивания производства, я вам скажу честно. Мы не можем продавать себе в убыток".

Чтобы обеспечить заявленную в госпрограмме национальную безопасность по молоку и довести долю отечественной "молочки" к 2020 г. до 90%, нужны ощутимые денежные вливания. По словам Даниленко, более 50% мощностей в молочной отрасли изношены и не подлежат реконструкции, необходимо как минимум 600 млрд руб. инвестиций.

"Сегодня мы получаем 30 миллиардов субсидий с задержкой ежегодно, и платим налогов более 200 миллиардов рублей... Поэтому мы просим не гуманитарную помощь, мы предлагаем государству инвестировать в молочную отрасль, которая вернет деньги и обеспечит население молочной продукцией", - призвал Даниленко.

Сегодня многие сельхозпроизводители ждут обещанных госсубсидий по полтора года. "И тогда нам рассказывают: вы когда-нибудь эти деньги получите, не волнуйтесь. Когда этих денег нет, мы берем коммерческие кредиты, чтобы их закрыть. А коммерческие еще дороже. Потом Минсельхоз с нами вроде рассчитывается, но эти проценты нам никто не возмещает. А ставки банковские растут", - пожаловался глава молочного союза.

По словам Даниленко, потребителю волноваться не стоит: Южная Америка и Белоруссия всех накормят. Белоруссия, к примеру, уже сейчас производит в два раза больше продуктов питания, чем сама может съесть.

Мы же в последние годы заметно сократили отечественное сельхозпроизводство: "Сократили в связи со вступлением в ВТО и увеличением импорта в РФ. Сократили мы не просто так, а потому что были неконкурентноспособны".

Даниленко рассказал, что за полгода Национальным молочным союзом было проведено "детальное исследование отрасли" на предмет возможного полного импортозамещения. До 2020 г. это реально.

В ближайшей перспективе увеличивать надои будут за счет кормления коров - прошлой зимой коровы у нас в стране частенько голодали, потому и молока давали не слишком много. "У нас в прошлом году впервые было падение продуктивности на голову. Все начали экономить на кормах. Если в этом году будем лучше кормить, то можно только за счет этого увеличить надои на голову на 5 – 10%. Этот резерв у нас есть", - привел факты глава молочного союза.

С мясом ситуация намного хуже. По словам исполнительного директора Национального союза производителей говядины Дениса Черкесова, по говядине у нас самая высокая импортозависимость - "официально 35%, но на самом деле эта цифра выше". Россия - уникальная страна, где мясное скотоводство невыгодно: только 10% всего поголовья КРС составляет мясное поголовье, остальные 90% - молочное стадо. "В этом плане мы отстаем от развитых стран, где уровень мясного поголовья от 50% до 90%. В США соотношение 20% к 80% - молочного к мясному", - уточнил Денис Черкесов.

Он признал, что в краткосрочной перспективе заместить импортную говядину невозможно. Надо стараться заместить хотя бы охлажденную говядину - это не так сложно, ведь ее импорт составлял всего лишь 40 тыс. т, тогда как импорт замороженной - почти в 20 раз больше.

Половину охлажденной импортной говядины Россия сможет заместить в течение трех - четырех лет. Что будет делать эти годы россиянин, не известно. Наверно, питаться замороженной говядиной из стран Латинской Америки.

Что касается цен на говядину, то начинать расти они не должны. "На них повлияет разве что рост доллара и евро. В говядине осенью ситуация другая, нежели в молоке, поскольку заканчивается пастбищный период, соответственно, происходит массовый забой скота, поэтому будет тенденция на удержание цены, а не на рост", - подчеркнул Черкесов.

С другой стороны, не исключено, что поставщики поднимут цены на мясо. По словам Черкесова, за пять лет объем поголовья мясного скота в России увеличили вдвое благодаря инвестициям, которые составили 40 миллиардов. Если в ближайшее время будет инвестировано столько же, мясное поголовье вырастет с 1,9 млн голов - до 3,5 млн, или с 8% до 23% в общем объеме мясного и молочного поголовья.

Единственное, что мешает нашему российскому производителю, так это наш российский потребитель. Так, Андрей Даниленко сообщил, что Ставропольский завод по производству безлактозного молока не мог пробиться на полки магазинов: "Валио" держало этот рынок. При этом у нашего производителя цены ниже. Ставропольский завод готов в несколько раз увеличить производительность. Более того, у них стоят линии финские. Но стереотип потребителя: мне лучше финское! Пармезан производят в России, только стесняются так его называть. Мы реально все можем делать сами. Но у нас потребитель: если сыр не из Италии, я его есть не буду! Если не из Франции, есть не буду!"

Производители надеются, что теперь-то капризный отечественный потребитель, наконец, распробует и полюбит российское.

Выбор читателей