2014-й - год прощания со стабильностью

Так хорошо начавшийся нынешний год стал для России по-настоящему переломным. События, последовавшие за Олимпиадой в Сочи, компенсировали былые достижения, сформировав иной, крайне негативный тренд


ФОТО: globallookpress



Ближе к наступлению нового года "Yтро.ru" традиционно подводит итоги уходящего года в области политики, экономики и других сфер жизни страны. Не станет исключением и нынешний год, до окончания которого остаются буквально считанные дни. На сей раз мы поговорим о политических итогах уходящего 2014-го.

Олимпийский триумф

Почти год назад под бой курантов с телевизионных экранов звучали поздравления с наступлением нового года, который войдет в историю благодаря первой зимней Олимпиаде, проводимой в России.

Высокие ожидания от олимпийского года не были обмануты. Несмотря на многочисленные обвинения в завышенной стоимости подготовки к Играм, угрозы терактов и техногенных аварий из-за якобы невысокого качества строительных работ на олимпийских объектах, Олимпиада в Сочи была признана одной из лучших зимних олимпиад в истории. Не меньшее значение имело и прекрасное выступление российских спортсменов, превративших Олимпиаду-2014 в звездный час России. В роли всемирного триумфатора оказался и российский президент. Традиционно и вполне справедливо сочинская Олимпиада считалась детищем именно Владимира Путина. Как результат, рейтинги и мировое влияние главы российского государства взлетели до невиданных ранее высот.

Сегодня, по прошествии почти года, можно сказать, что эти дни стали пиковой точкой России в новейшей истории. Неплохое состояние экономики, достаточные резервы, членство в G8 и других элитных мировых клубах, лидерство в создании Таможенного союза, социально-политическая стабильность и мировое признание - все это определяло высокое место России в мировой табели о рангах.

Украинский капкан

Можно предположить, что в феврале 2014-го Россия достигла уровня, на котором она могла бы рассматриваться в качестве одного из полюсов большой мировой политики наравне с США, ЕС и Китаем.

На тот момент многие наблюдатели довольно высоко оценивали позицию, занятую Москвой относительно конфликта, разгорающегося на Украине. Несмотря на явное неприятие Майдана, Владимир Путин довольно тонко играл на нарастающих на Украине и вокруг нее противоречиях, определенно переигрывая Запад, отстающий от него на шаг или даже два. На каком-то этапе казалось, что тактические преимущества в "украинской партии" приведут Путина к стратегической победе. А Западу, явно не желающему тратить на Украину миллиарды, придется согласиться на ее "политический раздел" с Москвой. В этой ситуации киевские протесты могли вылиться максимум в смену президента и Верховной рады при сохранении значительного политического влияния России на значительную часть страны.

Между тем судьба распорядилась иначе. Утрата власти президентом Украины Виктором Януковичем и его бегство из страны повлекли за собой целый ряд весьма неоднозначных шагов со стороны Москвы. Последствия этих шагов в полной мере еще не проявились.

Сегодня многие эксперты продолжают спорить о том, входило ли присоединение Крыма к России в стратегические планы Москвы задолго до известных событий, или эта идея родилась спонтанно. Четкого ответа на этот вопрос пока не существует. Рискнем предположить, что речь все-таки идет о спонтанном решении. Подтверждением тому может служить суета, с которой осуществлялись все необходимые политические действия, привлечение "вежливых" вооруженных формирований, а также довольно слабое информационное и юридическое обоснование всей "операции".

Известно, что российский президент весьма болезненно относится к тому, когда идеологически близких, а тем более поддерживаемых им людей отстраняют от власти в результате цветных или каких-либо других революций. Возможно, он расценивает подобные действия как нарушение некого статус-кво, установленного между властью и народом. Также Владимир Путин довольно часто склонен видеть в этом результаты действия неких внешних сил. Вполне возможно, что все это и предопределило развитие крымских событий.

Прав или неправ был Путин, присоединяя Крым? Ответить на этот вопрос смогут только историки, да и то, по прошествии не одного десятилетия. С одной стороны, эти действия позволили устранить историческое недоразумение, созданное много лет назад Никитой Хрущевым. Русскоязычные, а с ними и все остальные, жители Крыма стали полноценными россиянами. На каком-то этапе это позволило повысить уровень жизни значительной части крымчан и, в первую очередь, местных пенсионеров. С геополитической точки зрения присоединение Крыма предельно усложнило вступление Украины в НАТО.

С другой стороны, желая того или нет, Россия открыла ящик Пандоры последствия чего еще долго будут оказывать влияние на развитие как самой страны, так и окружающего ее геополитического пространства. Возможно, победы в первой части "войны за Украину" притупили чувство реальности кремлевских стратегов. В итоге на каком-то этапе что-то пошло не так, жестко переломив весь ход событий.

Одни против всех

Похоже, в Кремле не ожидали столь негативной реакции Запада на позицию, занятую Россией по украинскому и крымскому вопросам. Равно как мало кто ожидал, что экономические и политические санкции в отношении России наложатся на резкое падение мировых нефтяных цен. Попросту говоря, ввязываясь в жесткое противостояние с Западом, а, возможно, и новую холодную войну, кремлевские стратеги недооценили состояние и критические уязвимости собственных тылов. Велика вероятность, что не оправдает себя и ставка на Китай и другие азиатские страны, сделанная Россией в противовес отношениям с Западом. Дело в том, что Китай ведет довольно четкую собственную политику, в которой партнерство с Россией играет лишь эпизодическую роль, чего не скажешь об отношениях с теми же США.

Крайне тревожным симптомом являются декабрьские демарши партнеров России по Таможенному союзу - Белоруссии и Казахстана. До последнего времени Таможенный союз рассматривался как один из наиболее успешных проектов Москвы на постсоветском пространстве. Однако, судя по последним заявлениям Лукашенко и Назарбаева, в этом объединении многое, мягко говоря, не гладко.

Похоже, что Россия безоговорочно воспринималась партнерами в качестве интегратора лишь до той поры, пока имела политический вес в мире и устойчивый рубль. Нынешние противоречия, скорее всего, будут сглажены, однако нет никакой гарантии, что они не возникнут вновь с новой силой.

Еще одним тревожным моментом, обнажившимся на фоне разворачивающегося кризиса, стали растущие противоречия уже внутри правящих элит в самой России. Как сообщает РБК, Следственный комитет возбудил уголовное дело о мошенничестве, в котором, наряду с оппозиционером Алексеем Навальным и некоторыми писателями, фигурирует и московская мэрия. Причем, по мнению источника РБК, основная мишень дела - не Навальный, а именно мэрия.

Монолит дал трещину

Таким образом, можно сказать, что так хорошо начавшийся 2014-й год стал для России по-настоящему переломным. События, последовавшие за Олимпиадой, компенсировали былые достижения, сформировав иной, довольно негативный тренд. Общий же вывод сводится к тому, что 2014-й стал последним годом состояния "путинской стабильности", в котором страна пребывала с начала 2000-х. Это вовсе не означает, что с начала следующего года Россия неизбежно погрузится в хаос. Но и о возвращении сытого и безответственного благополучия прежних лет говорить уже не приходится. Сформировавшийся за эти годы монолит дал трещину. Пока она еще сравнительно небольшая, но со временем, под воздействием неблагоприятных внешних условий, она будет только увеличиваться.

Выбор читателей