​Крест как оружие

На Каннском кинофестивале состоялся премьерный показ единственной российской картины - "(М)ученик" Кирилла Серебренникова. Фильм отобрали в параллельный конкурс, куда попадают экспериментальные, неординарные фильмы

В пятницу, 13 мая, состоялся премьерный показ единственной российской картины Каннского киносмотра. Фильм Кирилла Серебренникова отобрали в программу "Особый взгляд" - параллельный конкурс, куда попадают экспериментальные, неординарные фильмы. В данном случае имел место эксперимент по превращению немецкой пьесы в российский спектакль, а потом и в кинофильм.

Петр Скворцов, Виктория Исакова, Кирилл Серебренников и Александр Горчилин на 69-м Каннском кинофестивале. Фото: Felix Hörhager/ dpa/ Global Look

​Режиссер перенес сюжет современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга со сцены "Гоголь-центра" на большой экран. Спектакль "(М)ученик" хорошо вписался в театральный антиклерикальный мейнстрим, вторя постановкам "Язычники" Театра.doc и "Фундаменталисты" Театрального центра имени В.С. Мейерхольда. Кстати, Валерия Суркова, режиссер обоих этих спектаклей, тоже занята трансформацией "Язычников" в киноленту.

​Герой "(М)ученика" - одержимый библией школьник, в исполнении Петра Скворцова, который постепенно заражает своим "безумием" мать, руководство школы и одноклассников. Противостоит ему лишь школьный психолог и учительница биологии - атеистка, дарвинистка и сторонница сексуального просвещения старшеклассников. В роли проигравшего, но не сдающегося "голоса разума" выступила актриса Виктория Исакова.

​Диалоги главного героя почти полностью состоят из библейских цитат, о чем зрителю напоминают ненавязчивые титры со ссылками на конкретные строки из Священного писания, то и дело появляющиеся в разных частях экрана. Такая четкая привязка к текстам иллюстрирует простую мысль: действия школьника - это не бред сумасшедшего, а всего лишь буквальное и конкретное воспроизведение канона. И в первые минуты зритель даже проникается сочувствием к мальчику, который, несмотря на полное непонимание близких и сопротивление среды, продолжает действовать в соответствии со своими убеждениями.

На ум невольно приходит сравнение с фильмом "Дурак": герой последней картины Юрия Быкова тщетно добивался спасения жителей аварийного здания, и в итоги поплатился жизнью за свое бескомпромиссное поведение. Однако романтический "флер" быстро улетучивается по мере того, как "мученик" превращается в "мучителя". В самой сильной сцене картины герой под агрессивную рок-композицию напряженно несет собственноручно сколоченный крест, чтобы прибить его в актовом зале школы. Несет не как бремя, а как оружие.

Сопротивление российской интеллигенции стремительному наступлению клерикализма вполне естественно - всякое действие рождает противодействие. Однако альтернатива, воплощенная в картине героиней Виктории Исаковой, тоже не вдохновляет. И можно легко представить себе аналогичный фильм, в котором антагонисты поменяются местами и свихнувшаяся преподавательница биологии будет раздавать первоклашкам презервативы, показывать ученикам гей-порно и читать православному батюшке лекцию о теории эволюции. 

А яростные тирады учительницы можно было бы сопроводить титрами, отсылающими к труду Чарльза Дарвина "Происхождение видов" или к работам сексолога Игоря Кона, посвященным природе гомосексуальности. От перемены мест слагаемых сумма, как известно, не меняется. 

​Таким образом, картина Серебренникова вызывает не совсем ту реакцию, на которую рассчитывал режиссер. Можно простить артистам картины некоторую наигранность и театральность, связанную, вероятно, с переносом спектакля со сцены на экран, но нельзя абстрагироваться от довольно однобокой авторской позиции. Вместо того, чтобы сделать мета-высказывание, подняться над схваткой, режиссер (М)ученика четко выбрал сторону конфликта. А ведь можно было просто проиллюстрировать нехитрую мысль: любое ментальное насилие - это зло. И секс-просвет в школах имеет столько же прав на существование, сколько и пресловутый предмет "Основы православной культуры".

Выбор читателей