"Скорая" уезжает на аутсорс

В Минздраве спешат исполнить поручение президента. Министерство готовит проект передачи функции перевозки бригад "скорой" и пациентов частным компаниям. И уверяют, что качество услуг не снизится

Сроки поджимают. Поручение было дано Минздраву и Минэкономразвития еще в конце марта со сроком исполнения до 10 июня. Истекают последние дни, и в Минздраве сообщили, что уж до 14-го июня они точно успеют. Суть проекта проста: сделать извозчиком для "скорой помощи" частные транспортные компании.

Фото: Борис Шариков/ ТАСС

Тут надо отметить, что поручение президента, о котором стало известно весной, звучало следующим образом: "Минздраву России совместно с Минэкономразвития России провести анализ бизнес-моделей аналогичных проектов по передаче функций по предоставлению транспортных и иных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сотрудничестве с негосударственными организациями".

В поручении Владимира Путина содержится важный момент: указанным ведомствам до 20 июня необходимо понять, целесообразно ли вносить в российские законы изменения, "включая установление мер ответственности за нарушение требований, предъявляемых к оказанию такой помощи, а также к автомобилям скорой медицинской помощи, в случаях передачи функций по предоставлению транспортных услуг негосударственным организациям".

Вроде бы все понятно, все просто: поручение дано, поручение выполняется. Вот только если проанализировать приведенные цитаты, то возникает вопрос: а где, собственно говоря, сказано, что передача функции перевозки бригад "скорой" и их пациентов - уже принятое решение, которому теперь требуется грамотная проработка с детальным обоснованием? И верно, нигде такого не сказано. Наоборот, в поручении отмечается, что необходимо провести анализ этого варианта: хорош ли он с коммерческой точки зрения, а также годится ли таким образом менять законы страны и к чему это может привести.

То есть поручение президента вполне предполагает вариант, при котором ничего не изменится, если анализ возможных перемен покажет, что нет смысла их проводить (перемен к лучшему не будет, а то и вовсе риски перевесят возможные преимущества). Но в Минздраве, похоже, уже свято уверены, что надо лишать "скорую" собственного автопарка и заключать договоры с коммерсантами. В ведомстве заверяют, что перемен к худшему россиянам ждать не стоит. Примечательно, что Минздрав почему-то решил, что именно в этом надо убеждать людей прежде всего. Вот только с внятными доказательствами своего утверждения у министерства не складывается. Во всяком случае, партнер Минздрава по проекту - Минэкономразвития - подготовленный документ раскритиковал в пух и прах. В этом министерстве заявили, что бумага не содержит ответов на вопросы, которые были поставлены президентом в его поручении: нет ни требуемого анализа, ни вытекающих из него выводов, а стало быть, проект надо как минимум дорабатывать.

И в самом деле, опыт регионов, ставших пилотными для этого проекта, довольно противоречив. Если где-то бюджету удалось сэкономить после передачи перевозок "скорой" частным организациям, то в других местах расходы только возросли. Но не деньгами едиными, как нам представляется, надо измерять целесообразность подобных реформ. Тут очень важно учесть социальный аспект вопроса.

Что такое бригада "скорой помощи", которая приезжает по вызову? Это единая команда специалистов своего дела. Это люди, которые зачастую многие годы работают бок о бок и за прошедшее время успели до мельчайших деталей изучить специфику их рода занятий (которая, заметим, куда как не проста). Это люди, которые, когда им на вызове встречается что-то новое, непривычное (а такое все равно происходит, сколько бы лет в "скорой" ни было за плечами), не пасуют и не паникуют, а вместе ищут решение проблемы.

Нет, их не надо идеализировать: они такие же люди, как все мы, со своими недостатками и сложностями. Но это, как ни крути, команда, сложившаяся еще и потому, что работодатель у них один, и задача у них, соответственно, тоже одна - помогать людям. Именно это - их работа.

Теперь представьте, что в этой команде одно звено заменяют другим. Нет, мы не хотим сказать - слабым или плохим. Просто другим. У водителя коммерческой компании другое начальство, у другого начальства - другие приоритеты, другая миссия. В конце концов, цель любой частной фирмы - рост доходов и минимизация расходов. На этом держится бизнес, и иначе он жить не может. Иначе это будет уже не бизнес.

А еще у водителей коммерческой организации другие зарплаты, чем у сотрудников госструктуры.

Легко ли будет врачу и фельдшеру сработаться с новым водителем, а ему - с ними. Сейчас у всех троих - одна правда. После передачи перевозок частным компаниям правд станет две.

Согласится ли новый водитель помогать врачу с фельдшером на вызове (а такие ситуации случаются регулярно)? Если его зарплата хоть в какой-то степени будет зависеть от количества поездок за смену - станет ли ехать с больным (если его состояние позволяет) чуть медленнее, зато аккуратнее, стараясь не трясти человека лишний раз на кочках? Или рванет как можно быстрее, подобно многим водителям маршруток, которые, как говорится в известном анекдоте, видят на обочинах дорог не людей, а червонцы на ножках?

И попробуй осуди водителя, если у него дома - жена с маленькими детьми, и всех их нужно обеспечивать. У каждого, повторим, своя правда.

И наконец, как будут себя ощущать сами больные? Станут ли они доверять "скорой" со сторонним водителем? Или где-то в подсознании будет назойливо жужжать подозрение в адрес человека за рулем?

Минздраву было бы неплохо понять для себя, как ответить на все эти вопросы и не допустить недовольства среди россиян - конечно, в дополнение к скрупулезному анализу экономической и законотворческой составляющих проекта.

Выбор читателей