У должников отберут права и машины

Власти подготовили новые поправки к российским законам. Наплательщикам грозит запрет на получение водительских прав, а также на регистрацию автотранспорта и прицепов

Перспектива введения новых запретов для должников становится все более реальной. Инициатива Минюста, которую в МВД дополнили своими предложениями, уже получила одобрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

Фото: Михаил Джапаридзе/ ТАСС

Речь идет о том, чтобы человек, признанный должником по судебному решению, не имел допуска к сдаче экзамена на получение водительских прав, а также не мог зарегистрировать на свое имя любой автотранспорт (автомобиль, мотоцикл и так далее) и даже прицеп к нему.

Мотивация у министерств, предложивших эти ограничительные меры для не спешащих возвращать долги россиян, проста: надо сделать жизнь нарушителей законов максимально некомфортной. Чтобы желание жить как все нормальные люди перевесило нежелание расставаться со своими кровными, которые надо отдать государству.

В принципе стремление логичное. Действительно, раз штрафы и даже судебные решения не побуждают должников рассчитаться с государством (а таких примеров много), то пусть к возврату денег их склонит желание получить блага, которые оказались недоступными. Весь вопрос в том, какие блага внести в список запретных, не нарушается ли при такой инициативе закон, и вообще есть ли смысл в этом выборе - или, может, лучше будет найти альтернативу.

Начнем с соблюдения законов.

О том, что российские власти готовят новые запреты, стало известно еще в первой половине января - за несколько дней до того, как вступило в силу другое ограничение для должников. Гражданам, задолжавшим по судебным решениям более 10 тыс. руб. по штрафам и алиментам, начали приостанавливать действие водительских прав. Только за январь-февраль под это ограничение попали более 46 тысяч россиян.

В проекте документа, помимо невыдачи водительских прав и запрета на госрегистрацию автотранспорта, было еще и предложение от Роспатента: лишить должников приема, регистрации и экспертизы заявок на госрегистрацию товарного знака, знака обслуживания и выдачи свидетельств, их дубликатов.

При этом подразумевалось, что в законопроекте будет содержаться только сама возможность налагать запрет на оказание госуслуг. А их перечень будет утвержден позже постановлением правительства. Но в конце мая на обсуждении инициативы Государственно-правовое управление президента (ГПУ) выступило за то, чтобы список запрещаемых для должников госуслуг вошел в текст законопроекта, что и было сделано.

Позиция ГПУ по этому вопросу вполне понятна: если прописать в законе только саму возможность налагать запреты на должников, то в будущем правительству ничего не помешает раз за разом расширять список заблокированных госуслуг своими постановлениями. Это создает поле для злоупотреблений властью.

Но и в нынешнем виде инициатива Минюста не обошлась без критики со стороны экспертов. Так, директор образовательного холдинга "Центральная автошкола Москвы" и председатель правления НП "Гильдия автошкол" России Сергей Лобарев считает, что законопроект нарушает 43-ю статью Конституции. Вот что в ней говорится:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Лобарев увязывает нарушение Конституции с тем, что в России водительские права получают после профессионального обучения по выбранным категориям (из 16 возможных). А раз результатом хождения в автошколу становится получение профессии, то запрет на сдачу экзамена в ГИБДД и выдачу прав нарушает конституционные права должников.

Действительно, если один человек хочет иметь права, чтобы с комфортом ездить на личном автомобиле до офиса и по гостям, то другой человек собирается работать водителем и получать за это деньги. То есть, лишая такого человека получения прав, государство оставляет его без возможного источника дохода (и не исключено, что единственного).

К слову, другой запрет, уже упоминавшийся в статье (временное приостановление действия водительских прав для должников) имеет исключения: нельзя блокировать действие прав для тех россиян, у кого автомобиль - единственный источник дохода, равно как и для инвалидов.

Формально новый законопроект не лишает людей единственного источника средств к существованию, так как нельзя лишить того, чего еще нет (работу водителем можно получить только после обретения права сесть за руль), но он исключает для них саму возможность такого трудоустройства.

И все же есть тут нарушение Конституции или нет, вопрос дискуссионный. Но эксперты нашли и еще одно несоответствие основному закону страны - на этот раз его 19-й статье. В ней сказано:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

При чем тут новый законопроект? Все очень просто. Член координационного совета Федерации автовладельцев России Сергей Канаев в интервью РИА "Новости" заявил: "…статья 19 гласит - все равны перед законом, независимо от социального, материального положения, места жительства и рода занятий. Получается, что водителя ставят в наихудшее положение по сравнению с пешеходом, летчиком и так далее".

И в самом деле: тот, кто не планирует получать водительские права или регистрировать автомототранспорт, никак не ощутит на себе действия очередной карательной меры. Так чем же должник-пешеход лучше должника-автомобилиста, если оба, например, ни в какую не желают заботиться о собственных детях, после развода оставшихся с бывшими женами?

Окажется ли новый запрет эффективным?

В наши дни среди тех, кто впервые получает водительские права, велика доля людей в возрасте до 25 лет. Это студенты и только что закончившие вузы молодые люди. Много ли среди них тех, кто успел жениться, обзавестись детьми, развестись и податься в бега от алиментов? Много ли среди них тех, кто понаделал долгов по налогам и сборам? Тех, кто должен выплатить штраф за совершенное преступление? Ведь эти люди фактически только начинают самостоятельную жизнь, и все их долги еще впереди.

Вот и эксперты тоже сомневаются в эффективности законопроекта с указанными в нем ограничениями. Тот же Сергей Канаев, например, уверен, что нововведение никак не повлияет на число должников - сколько их было, столько и останется. По его словам, за рубежом путь постоянного ужесточения и все новых карательных мер уже прошли. И поняли, что все равно остается часть нарушителей, которая ни на какие административные методы воздействия не реагирует, их может заставить задуматься только перспектива уголовного наказания. Зато поощрение для законопослушных граждан и тех, кто хочет снова стать таковыми, может подействовать куда сильнее.

Выбор читателей