Президентский Ил-96 опоздал на саммит АТЭС из-за агрегата

Изготовители устройства заверили, что это уникальный случай, когда отказали сразу два канала . Подобные приборы устанавливаются почти на все российские турбореактивные самолеты

Стала известна причина, по которой самолет Ил-96 из президентского авиаотряда застрял в лиссабонском аэропорту по пути на саммит АТЭС в Лиме в ноябре прошлого года. Самолет остался на земле из-за отказа двух компонентов блока зажигания двигателя ПС-90А2, которыми оснащен лайнер. Изготовители дефектного блока сильно удивились: все этапы его изготовления контролируются военными.

Фото: Дмитрий Рогулин/ Global Look

Инцидент произошел 19 ноября 2012 г. по пути следования журналистов кремлевского пула на саммит АТЭС в Лиме (Перу). Они летели отдельным от президента бортом. Ил-96-300 с бортовым номером RA-96019, принадлежащий Специальному летному отряду "Россия", сел в Лиссабоне для дозаправки, но продолжить полет уже не смог. Как выяснилось, не запускался один из двигателей, пишет "Газета.Ru".

Оперативно починить поломку не удалось, поэтому журналисты попали в Лиму с 22-часовым опозданием. Как оказалось, причиной стал отказ электронных компонент, которые их изготовители называют весьма надежными. Запуску двигателя помешал отказ агрегата зажигания ПВФ-22-20, сделанный Уфимским научно-производственным предприятием (УНПП) "Молния", которое входит в холдинг "Технодинамика" госкорпорации "Ростех". Эти приборы штатно устанавливаются на двигатели ПС-90А2, которые были разработаны с участием Pratt & Whitney.

Агрегат зажигания - устройство, которое преобразует ток напряжением в 27 вольт в высоковольтные электрические импульсы. Неисправный агрегат зажигания был доставлен в Уфу. Специально собранная комиссия выявила отсутствие производственных дефектов и несоответствий режимов работы электронных компонентов, производимых "Молнией". Однако причиной некорректной работы ПВФ-22-20 стал последовательный независимый отказ покупных комплектующих — силового транзистора в одном канале агрегата и компаратора во втором. Они были изготовлены "Фрязинским заводом мощных транзисторов" и ОАО "Орбита" из г. Саранска.

Отказавшие компоненты были отправлены на исследование изготовителям. В подмосковном Фрязино удивились. "Наши приборы изготавливаются с приемкой заказчика и проходят испытания. Вообще странно, что такое заключение было сделано без нашего участия, за прошлый год у нас была всего одна рекламация по поводу перегоревшего прибора", — рассказал источник на заводе.

Второй отказавший прибор, компаратор 521СА301, — микросхема, сделанная на саранском АО "Орбита", прошел военную приемку и используется в технике спецназначения. Причем на каждом этапе производство контролируется представителями Минобороны, которые следят за техпроцессом, материалами, за испытаниями. Отказы у военных приборов — всегда нечто экстраординарное.

Что касается самих агрегатов зажигания ПВФ-22-20, то, по словам специалистов "Молнии", за 15 лет их было изготовлено 476 штук. При этом подобные приборы устанавливались на самолеты Ил-76, Ту-204, Ту-214 и их модификации. Случившееся с президентским лайнером – единственный случай, когда отказали оба канала.

Выбор читателей