Эксперты обсуждают перспективы реализации налоговых планов

Правительство готовит реформу, которая перенесет основную тяжесть оплаты государственных планов на население страны. При этом об ограничении расходов правительства речи не идет

Собирать больше налогов в период, когда доходы населения падают, - задача нелегкая. Тем не менее в правительстве обсуждаются перемены в налоговой системе, которые должны повысить доходы казны. И, как можно судить по появляющимся сведениям, основная тяжесть оплаты государственных планов будет возложена на население.

Фото: Кирилл Кухмарь/ ТАСС

В основе грядущей налоговой реформы - поручение президента, который в своем ежегодном декабрьском обращении распорядился, чтобы Минфин и Минэкономразвития подготовили свои предложения по реформе налогообложения. Они должны войти в программу реформ 2018-2024 гг., нацеленных на ускорение экономического развития России.

С тех пор в прессу попадали сведения о разработке прогрессивной шкалы подоходного налога, о повышение НДС, который входит в цену всех товаров, а также об изменении ставки страховых взносов, из которых финансируется Пенсионный фонд и система медицинского страхования.

Поскольку налоговые изменения "грозят" стране только после 2018 г., дискуссии пока не приняли острого характера. Тем не менее эксперты не приветствуют перспективу повышения налога на доходы физлиц (НДФЛ) и НДС, которое, по их мнению, вызовет очередное снижение уровня жизни населения.

Но и в правительстве испытывают опасения в связи с тем, что перемены в налоговой системе могут привести к непредвиденным последствиям. В частности, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, за которое ратуют левые политики, вовсе не обязательно приведет к повышению сборов. Она действовала в России в 1990-е гг. и была одной из причин дефолта 1998-го. Замена ее на "плоскую" шкалу в 13% значительно улучшило собираемость этого налога и заметно повысило доходы бюджета.

Поэтому и Минфин, и Минэкономразвития предлагают, не отказываясь от "плоской" шкалы НДФЛ, повысить ее ставку с нынешних 13% до 15%. При этом поступления от НДФЛ будут делиться примерно поровну между местным и федеральным бюджетами.

Сходятся два министерства и в том, что надо снижать ставку страховых взносов, которые платит работодатель и которые идут на финансирование пенсий и медицинского обеспечения. Оба ведомства единодушны и в том, что новая ставка страховых взносов, которые раньше назывались единым социальным налогом (ЕСН), должна быть не выше 21% при нынешних 30%.

Кроме того, Минэкономразвития предлагает увеличить ставку НДС, которым облагаются все товары, с нынешних 18% до 21%.

По мнению ведущего эксперта ЦМАПК Владимира Сальникова, такая мера в первую очередь ухудшит положение небогатых слоев населения и "это неправильно с точки зрения социальной справедливости". Эксперт считает, что надо переходить к прогрессивной шкале и облагать налогами только группы населения с высокими доходами.

Он признал, что введение прогрессивной шкалы - дело непростое, учитывая, что у состоятельных граждан больше возможностей ухода от налогов. Тем не менее "легкую прогрессивность ввести не мешало бы", полагает он.

Но насколько неизбежно повышение НДФЛ? Как считает президент финансовой компании "Московские партнеры" Евгений Коган, правительство вполне может обойтись без суровых мер, которые, с одной стороны, разозлят граждан, а с другой - не принесут желаемого результата.

Правительство привыкло действовать кнутом, но не умеет использовать пряник. Им могла бы стать амнистия по налогу на прибыль со ставкой 5-7%. "Полмира сюда прибежит - от денег задыхаться будете! Ах да, забыл… Пряники - это не про нас, суровых парней", - приводит его слова "Лента.ру".

Однако Елена Пенухина, ведущий эксперт ЦМАПК, полагает, что трогать налог на прибыль предприятий не следует, так как он чувствителен к конъюнктуре, и как только экономическая ситуация ухудшается, сразу же проседают сборы от этого налога.

В этом смысле зарплаты - стабильная доходная база. Вопрос лишь в том, насколько повышать.

Это ударит по малообеспеченным слоям населения, признает эксперт, но надо быть готовым или предусмотреть какую-то компенсацию. Причем при нынешнем развитии системы контроля уход зарплат в тень маловероятен.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что возможно введение налога на наследство и использование опыта зарубежных стран. Там такой налог - совершенно нормальное явление. Возникает только вопрос о том, насколько это социально справедливо.

В США этот налог стимулирует возникновение благотворительных фондов. Им управляет, как правило, наследник и получает определенный доход, но в целом оставленное после смерти владельца имущество служит обществу.

Речь здесь, конечно, идет о крупных наследствах, которые в России появились в последние 20-25 лет. Однако многие специалисты соглашаются, что все неправедно нажитые богатства уже давно спрятаны за рубежами Родины в странах с мягкими налоговыми режимами. Поэтому в России налог на наследство может принять очень несправедливое звучание.

Выбор читателей