Кишечные бактерии спасут от гриппа

Продукты жизнедеятельности микробов, обитающих в кишечнике, как установили ученые, защищают нас от вирусов. Чтобы не заболеть во время эпидемии, нужно есть лук и горький шоколад, запивая их зеленым чаем, вином и пивом

Бактерии, живущие в кишечнике человека, помогают организму легче справляться с вирусом гриппа. К таким выводам пришли ученые из Университета Джорджа Вашингтона (Сент-Луис, США) и Университета ИТМО (Санкт-Петербург). Результаты их исследования опубликованы в авторитетном научном журнале Science.

Фото: Michaela Begsteiger/ Global Look

Специалисты в ходе экспериментов установили, что микробиом (бактериальная среда в кишечнике) влияет не только на функционирование пищеварительной системы, но и на иммунную реакцию организма при остром инфекционном заболевании, поражающем дыхательную систему. Справляться с заболеваниями человеку помогают метаболиты - продукты жизнедеятельности бактерий. Выяснилось, что метаболит дезаминотирозин (desaminotyrosine, DAT) способствует выработке интерферона - белка, который препятствует размножению вируса. Интерферон активирует процесс выработки вирусных антигенов и других соединений, участвующих в иммунном ответе.

Доказать роль микрофлоры в запуске механизмов регуляции иммунного ответа на грипп через выработку интерферона помогли лабораторные мыши. На них исследователи провели ряд экспериментов. О том, что стерильные мыши без микроорганизмов в теле быстрее погибают от гриппа, чем нормальные, было известно и ранее. Ученые хотели понять, от каких именно бактерий зависит устойчивость к инфлюэнце. Для этого они проверили 86 метаболитов на способность к стимуляции клеток на выработку интерферона. Проверку прошли 11 продуктов жизнедеятельности, из которых самым сильным оказался DAT - продукт деградации флавоноидов (особых химических веществ, которые содержатся в высших растениях). Затем исследователи определили типы бактерий, ответственные за выработку именно этого метаболита.

По словам одного из авторов исследования, магистранта Университета ИТМО Екатерины Эсауловой, для закрепления полученного результата на мышах поставили еще один эксперимент. Их распределили по группам: обычные, стерильные и неспособные к выработке интерферона. Одним из них давали DAT вместе с питьевой водой, другим - нет. Из обычных и стерильных мышей реже умирали и меньше теряли вес те, кто принимал метаболит. При этом обычные оказались жизнеспособнее стерильных. А вот на грызунов, чей организм не может вырабатывать интерферон, терапия при помощи дезаминотирозина эффекта не возымела.

Чтобы метаболиты пошли на пользу, нужно, чтобы к началу заболевания в организме уже присутствовало достаточное количество дезаминотирозина. Иначе ничего не получится. В ходе опытов выяснилось, что мыши, которым DAT начали вводить через два дня после заболевания гриппом, справлялись с болезнью хуже, чем те, которые вообще его не получали или получали до заражения. Таким образом, увеличение количества метаболитов во время самой инфекции не влияет на ход болезни. Всеми необходимыми бактериями необходимо запасаться заблаговременно.

"При наличии патогена в организме DAT способствует усилению реакции иммунной системы. Открытие того, что уже присутствующие колонии в человеческой микробиоте защищают организм от гриппа, может играть роль в понимании гетерогенного ответа на инфекцию среди людей", - заявил другой автор исследования научный сотрудник кафедры патологии и иммунологии Университета Джорджа Вашингтона Максим Артемов.

Ученые посоветовали в период сезонных пиков простудных заболеваний и гриппа предварительно колонизировать свой организм специфичными бактериями. В этом может помочь употребление в пищу продуктов, насыщенных флавоноидами, из которых образуется DAT. К таким продуктам относятся цедра цитрусовых, лук, зеленый чай, красные вина, пиво темных сортов, облепиха и черный шоколад.