В катастрофе могут обвинить российских летчиков

        Комиссия по расследованию причин катастрофы над Германией, возможно, возложит вину за нее на российских летчиков. Как выяснили "Известия", у комиссии будет для этого достаточно формальных оснований.
        В январе этого года в Европе был принят новый стандарт - сокращенный минимум вертикального эшелонирования (RVSM). Высота вертикального эшелона - коридора для движения самолета - составляет теперь 300 м против прежних 600 метров. Новшество позволило увеличить "пропускную способность" авиатрасс, но, в то же время, значительно увеличило риск столкновений. В связи с этим резко ужесточились требования к оборудованию и подготовке летчиков.
        В числе прочего инструкции европейской организации "Евроконтроль", обязательные для выполнения всеми авиаперевозчиками в зоне RVSM, предписывают летчикам в случае срабатывания системы TCAS строго следовать правилам ее эксплуатации. На Ту-154, как выяснили "Известия", была установлена система ТCAS производства фирмы Collins Rockwell. Правила эксплуатации гласят, что в случае срабатывания директивы RA ("resolution advisory" - дословно "настоятельная рекомендация"), у экипажа есть 5 сек на ее выполнение.
        В случае если пилот получает одновременно директиву TCAS и команду диспетчера, противоречащие друг другу, он должен выполнить команду системы и проинформировать об этом диспетчера. В руководстве объясняется приоритет TCAS: второй самолет может находиться в зоне слабого отражения радара земли. Кроме того, на радарах диспетчеров информация обновляется один раз в 5-8 сек, в то время как в TCAS - раз в 1 секунду.
        Отдельным пунктом в руководстве отмечается: "Ни в коем случае не совершайте маневр, противоположный директиве RA".
        Поэтому комиссия может прийти к выводу, что именно нарушение этой инструкции, а не действия диспетчера, привело к столкновению.
        Тем не менее, российские специалисты считают иначе. "Для экипажа указания диспетчера являются приоритетными по сравнению с показаниями приборов и систем безопасности, - заявил корреспонденту "Известий" руководитель департамента летных стандартов ГСГА России Юрий Таршин. - Поэтому действия экипажа "Башкирских авиалиний" были оправданны".
        "При срабатывании директивы RA решение нужно принимать немедленно, - заявил "Известиям" Валерий Алпеев, специалист ГосНИИГА, занимающийся установкой систем TCAS на самолеты. - Но в данном случае вина полностью лежит на диспетчере. Если бы он не вмешался, все было бы нормально. А вообще наши летчики предпочитают руководствоваться указаниями диспетчера. Были случаи, когда система срабатывала, а они ничего не делали - ждали команды диспетчера. Потом мы им объясняли, что RA - их последний шанс".
        Противоречия, по всей видимости, возникают из-за того, что в российском "Наставлении по производству полетов" - азбуке любого летчика - командир воздушного судна в числе прочего отвечает за "точное и своевременное выполнение указаний диспетчера". Привычка полагаться на "землю" у многих пилотов заложена в подсознании, и если ее не сломать, повторения катастрофы не может исключить никто.

Новости партнеров

Выбор читателей