В Азербайджане начинается строительство нового нефтепровода

        Начало строительству основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) положено сегодня в столице Азербайджана. Президенты Азербайджана, Грузии и Турции, стран, по территории которых будет проложен нефтепровод протяженностью 1760 км, участвуют в церемонии закладки камня в фундамент трубы. Она проходит на Сангачальском терминале в 42 км от Баку.
        Накануне, принимая высокопоставленных гостей, прибывших в азербайджанскую столицу для участия в торжественной церемонии, президент Гейдар Алиев сказал, что проект "свяжет как экономически, так и политически Азербайджан, Грузию и Турцию" и "станет важным фактором для региональной стабильности и безопасности".
        Разговоры о необходимости строительства экспортного трубопровода для транспортировки каспийской нефти на мировые рынки начали вестись 8 лет назад, сразу же после подписания 20 сентября 1994 г. "контракта века" о разработке одного из крупнейших на Каспии нефтяных месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ) с участием крупнейших компаний мира, в том числе российской "ЛУКОЙЛ". Вокруг этого вопроса шли жаркие споры. Если Азербайджан с самого начала настаивал на маршруте Баку-Джейхан через территорию Грузии, то акционеры АЧГ поначалу считали проект транспортировки азербайджанской нефти на средиземноморское побережье Турции "дорогостоящим" и "коммерчески невыгодным". Они также заявляли, что будет трудно обеспечить необходимые объемы нефти для заполнения трубы. Тем не менее впоследствии западные компании изменили свою точку зрения, объявив Баку-Тбилиси-Джейхан "коммерчески оправданным", так как запасы оцениваются в 700 млн тонн.
        Реальные очертания проект стал приобретать в ноябре 1999 г., когда в Стамбуле в рамках саммита ОБСЕ президенты Азербайджана, Грузии и Турции при "благословении" США в лице его президента подписали соглашение о строительстве трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
        1 августа 2002 г. в Лондоне было объявлено о создании "Трубопроводной компании Баку-Тбилиси-Джейхан" (БТД Ко). Ее акционерами являются, государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР), норвежская компания "Статойл", американская "Юнокал", турецкая ТПАО, итальянская "Эни", японская "Итотю", саудовско-американский альянс "Амерада Хесс" и французская "Тотальфина".
        Российская "ЛУКОЙЛ" не вошла в состав акционеров трубопровода, хотя и участвует в разработке АЧГ с 10% долевого участия. В целом Россия с самого начало "с прохладцей" относилась к проекту строительства БТД. Высокопоставленные представители правительства РФ не раз заявляли, что этот проект "экономически неоправдан". Российские специалисты считают, что обеспечить транспортировку азербайджанской нефти можно по уже существующим трубопроводам Баку-Новороссийск и Баку-Супса, расширив их мощности. Пропускная способность нефтепровода Баку-Новороссийск составляет 5 млн т нефти в год и может быть увеличена, по мнению российской стороны, до 18 млн тонн.
        Реальное строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан начнется в марте 2003 г. и займет 30 месяцев. Ожидается, что труба будет готова к концу 2004 г. и примет первую нефть в начале 2005 года. Ее пропускная способность составит 50-60 млн т нефти в год. На строительство трубы будет израсходовано $2,95 миллиарда.

Новости партнеров

Выбор читателей