Примирение северной и южной частей Корейского полуострова принесет России ощутимую выгоду. Потому что в этом случае резко возрастут шансы на успешную реализацию двух масштабных инфраструктурных проектов с участием РФ – газопровода в Южную Корею и соединения межкорейской железной дороги с Транссибом.
Власти Южной Кореи очень хотят получать трубопроводный газ прямиком из России вместо того, чтобы втридорога покупать сжиженный природный газ (СПГ), который привозят на танкерах. В МИД Республики заявляют о том, что страна готова дать старт строительству, как только ситуация с безопасностью на полуострове улучшится. От строительства трубы выиграет и Северная Корея, поскольку газопровод позволит параллельно полностью закрыть вопрос энергообеспечения КНДР.
Россия сейчас поставляет Южной Корее 7% всего потребляемого ею СПГ. На этом наша страна ежегодно зарабатывает $711 миллионов. Но все же главный конек РФ – это поставки голубого топлива по трубопроводу. Однако интересы "Газпрома" неизбежно столкнутся с американскими.
Корея – крайне интересный рынок для развития экспорта газа, отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Именно Южная Корея уже сейчас является крупнейшим импортером СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, закупая за рубежом около 36 млн т СПГ в год, то есть в 1,6 раза больше, чем Китай. За 15 лет потребление газа в Корее может вырасти как минимум в два раза. Американцы собираются в ближайшие пять лет построить еще шесть заводов по производству СПГ, чтобы продавать его в Корею.
"Южная Корея находится в зоне прямого политического влияния США, которые в обозримом будущем будут конкурировать с "Газпромом" на всех без исключения перспективных рынках сбыта. США будут делать все возможное, чтобы этот возможный диалог (между Кореями) принес выгоду исключительно Америке", – отметил эксперт.
Вторым перспективным проектом является продление Транссибирской магистрали до Южной Кореи транзитом через Северную. Обе части полуострова заинтересованы в этом: единая дорога повысила бы товарооборот между странами. Пункт о строительстве дороги включен даже в совместную декларацию двух лидеров. Выход на Транссиб обеспечит корейским товарам самый быстрый и дешевый способ доставки на европейский рынок. Контейнер с грузом будет доезжать до Финляндии по рельсам и шпалам всего за 14-16 дней, а по морям и океанам он сейчас плывет 40-45 дней.
Благодаря этой дороге Россия могла бы зарабатывать на транзите грузов из Южной, а в перспективе и из Северной Кореи, отобрав долю грузов у морского маршрута. Выросли бы и поставки грузов из Южной Кореи на наш рынок, а в обратном направлении потекло бы сырье. Свой интерес в развитии железнодорожных перевозок уже обозначили такие промышленные гиганты, как Samsung, LG Electronics и Hyundai.
Эксперты говорят, что объем торговли между Южной Кореей и Россией не так велик и пока что можно лишь теоретически рассуждать о точках роста. "Создание межкорейской железной дороги и соединение ее с Транссибом, на мой взгляд, является не до конца продуманной концепцией. Эту дорогу просто нечем пока загрузить, нет такого потока туристов или грузов", – считает аналитик "Алор Брокер" Алексей Антонов.
Впрочем, ситуация уже сейчас меняется в позитивную сторону. Корейские компании все больше интересуются российским рынком, а Россия делает активные шаги по привлечению именно корейских инвестиций. Товарооборот между Россией и Республикой Корея увеличился с $13,4 млрд в 2016 г. до почти $19 млрд в 2017-м. Прирост составил 41%. К 2020 г. страны планируют нарастить товарооборот до $30 миллиардов.
Несмотря на историческое рукопожатие лидеров Пхеньяна и Сеула, политические риски для развития двух важных для России проектов сохраняются. Слишком велика вероятность национализации газопровода или использования его в качестве средства шантажа в переговорах со стороны КНДР, отмечает Алексей Антонов. Отношения между странами пока не вышли на принципиально иной уровень: КНДР остается страной-изгоем, и многое зависит от перепадов настроения северокорейского лидера Ким Чен Ына.
Говорить о грядущем объединении также преждевременно. "Модель, существующая и на Севере, и на Юге, подразумевает поэтапную конфедерацию. Очевидно, что это очень долгий процесс, возможный только при реализации совместных экономических проектов. Однако в условиях санкций реализовать эти проекты невозможно, поэтому первоочередная задача связана с постепенным снятием санкций с КНДР. Но здесь все зависит от США", – заявила в интервью RT доцент СПбГУ Ирина Ланцова.
К тому же даже если Кореи воссоединятся, экономические выгоды России будут незначительными – порядка $8 миллиардов. Для сравнения: США могут получить от этого около $30 млрд, Китай – $50 миллиардов.