Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В российской практике это не прижилось. Законодатели всех уровней не считают зазорным принимать документы, мягко говоря, не совсем гладкие. От них не отстают и работники министерств. Ежегодно в России более трети нормативных актов федеральных ведомств признаются Минюстом "не соответствующими законодательству РФ". Об этом сообщила руководитель Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Министерства юстиции Татьяна Хомчик. В отношении таких нормативных актов выносятся экспертные заключения, которые направляются в проштрафившееся ведомство, где обязаны отменить действие забракованных документов. На практике же все не так просто.
Как пояснили нашему корреспонденту в Минюсте, после принятия нормативного акта в десятидневный срок ведомство обязано направить его в вышеуказанный Департамент для вынесения заключения. Однако даже если заключение окажется отрицательным, еще не факт, что тот или иной приказ, попирающий законодательство России, будет отменен. В таких случаях начинается длительная переписка: сначала Департамент направляет просьбу об отмене акта, не прошедшего регистрацию. И ждет. Затем пишет в правительство. И снова ждет. Ожидания могут длиться годами, а незаконное решение или постановление будет действовать. Бывает, что их отменяются через суд, обнадежили нас в департаменте, однако для этого необходимо, чтобы граждане подали иск о признании документа нарушающим какой-либо федеральный закон. В таком случае Минюст, выступая в качестве третьей стороны, дает экспертную оценку. Однако не стоит забывать о фатальной юридической неграмотности и пассивности жителей, особенно в российской глубинке. А значит, принятое постановление или распоряжение чаще всего будет действовать вне зависимости от того, насколько оно соответствует законодательству.
На вопрос "какую ответственность несут чиновники за принятие нормативных актов, заведомо не соответствующих закону", сотрудники Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами отвечают: "Нас об этом не информируют". Рискнем предположить, что практически никто за это не будет лишен премии или, скажем, признан профнепригодным.
В России не предусмотрена ответственность руководителей органов исполнительной власти (а уж тем более депутатов, щеголяющих своей неприкосновенностью) за принятие документов, не соответствующих букве закона. Одним словом, употребление ненормативной лексики в общественном месте для нас более серьезное прегрешение (может быть квалифицировано как мелкое хулиганство и наказано в соответствии с УК или КоАП), чем нарушение Конституции. Парадокс.
Какие же ведомства являются на сегодня самими главными нарушителями? Как рассказала Татьяна Хомчик, "наибольшее число отказов в регистрации ведомственных нормативных актов на счету таких федеральных ведомств, как Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Федеральная энергетическая комиссия, Федеральная комиссия по ценным бумагам".
Сложнее с законами, которые принимает Государственная дума. Признать их несоответствующими законодательству может только Конституционный суд. А это не менее долгая история. Однако, возможно, поправкам к закону "О языках народов РФ" придется пройти эту процедуру. Представитель Татарстана в Совете Федераций уже заявил, что данные поправки нарушают 68 статью Конституции.
Неужели в государственных учреждениях нет специальной юридической службы, в обязанность которой входило бы проверять соответствие выносимых на обсуждение законопроектов хотя бы с Основным Законом? Конечно, есть. Тогда почему же появляются нормативные акты, не соответствующие российским законам? Кому выгоден подобный нормотворческий беспредел? Вопросы, к сожалению, риторические...
Ситуация может еще больше обостриться