Россия оказалась в ловушке

Для Франции и Германии списание задолженности является потерей инструмента влияния на Ирак, для России – к тому же окончательной утратой надежды на возврат хотя бы части достаточно крупной суммы

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Минувшая неделя закончилась под знаком победы англо-американской коалиции над режимом Хусейна. Финал "иракской истории" оказался столь молниеносным и неожиданным, что застал врасплох практически всех желающих ухватить хоть что-то после падения режима. "Прогрессивное человечество" не успело перейти к решающей фазе "томатно-яичных" ударов по консульско-дипломатической инфраструктуре США, когда героический иракский народ (при американской технической поддержке) низверг статую своего вождя.

Багдад союзники взяли в среду. А в четверг заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц заявил, что Франция, Германия и Россия могли бы внести свою лепту в обустройство послевоенного Ирака посредством списания части (или даже всего) долга этой страны. Это заявление стало очередным этапом показательной экзекуции, предпринимаемой Штатами в отношении антивоенной троицы. Стараниями американской стороны "голуби мира" поставлены в крайне непростую ситуацию: любая попытка сопротивления американским инициативам будет расценена как уход от соблюдения собственных гуманитарных принципов. Франция, Германия и Россия громче всех ратовали за скорейшее оказание помощи (читай: сохранение собственного присутствия) послевоенному Ираку. И вот Вулфовиц дал понять, что помогать Ираку можно и нужно не только посредством экономически выгодного восстановления нефтяной инфраструктуры – не менее важным делом, является облегчение бремени долгов, доставшихся иракскому народу в наследство от режима Хусейна.

Однако "показательная порка" противников войны, не говоря уже о заботе о народе Ирака – отнюдь не единственные и не главные причины лисьей уловки Вулфовица. Списав часть, а то и всю сумму долга, указанные три страны окончательно теряют последние экономические рычаги воздействия на послевоенный Ирак.

Таким образом, Франция, Германия и Россия оказались в ловушке, выйти из которой без потерь будет весьма непросто.

По данным французских дипломатических источников, долг Ирака Германии составляет порядка $2,25 млрд., Франции –$1,7 млрд., России – $8 млрд. (по некоторым данным, с учетом процентов – до $12 млрд.). Понятно, что американский призыв совершить "жест доброй воли" не вызвал у них особого энтузиазма. Так, представитель Минфина Германии Йорг Мюллер отказался ответить, пойдет ли Берлин на одностороннее списание долга Ирака в соответствии с американской инициативой. "Этот вопрос есть смысл обсуждать только с другими странами в рамках Парижского клуба, – заявил Мюллер на пресс-конференции. – Я не думаю, что мы достигли той точки, когда мы можем тщательно изучить и дать ответ на этот вопрос". Столь же прохладной оказалась реакция Франции и России. "Эти вещи надо решать на многостороннем уровне", – заявил представитель французского МИДа Франсуа Ривассо. Замглавы российского Минфина Алексей Улюкаев поспешил заметить, что вопрос о реструктуризации, "а тем более списании долгов Ирака" необходимо решать в рамках Парижского и Лондонского клубов и международных финансовых организаций. "Необходимо обеспечить преемственность ранее принятых Ираком на себя обязательств", – заявил он.

Надо сказать, что из трех стран Россия оказалась в наихудшем положении. И дело здесь не только в общей сумме долга. Дело в том, что если задолженность иракского режима Германии или Франции носит преимущественно частный характер, то долг Ирака перед Россией – государственный. Следовательно, даже в случае перенесения решения проблемы в "клубные" рамки Россия окажется со своими европейскими "коллегами" в разных клубах и отстаивать свои интересы кредитора ей придется в одиночку. Это не оставляет ей надежд не то что на возврат долга и процентов (выплаты, скорей всего, будут отсрочены), но и на возможность хоть какого-то маневрирования. Единственным уделом российской стороны в сложившейся ситуации остается грозная риторика и апеллирование к мировым правилам.

Отменить или отсрочить решение долговой проблемы полностью вряд ли удастся: процесс запущен, и попытки членов "тройки" уйти от решения будут представлены США как пример их нежелания помогать послевоенному восстановлению Ирака. Единственный компромисс (наименьшее из зол для "тройки") возможен лишь в части перевода долгов в рамки Парижского и Лондонского клубов и списания части сумм.

При этом Россия продолжает настаивать на том, чтобы списание было минимальным или отсутствовало вообще. "Ни одна из стран-кредиторов Ирака пока не ведет серьезных переговоров о списании многомиллиардного долга Ирака, – заявил агентству "Рейтер" советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов. – Процедуры Парижского клуба – это не обязательно списание или сокращение долга. Это подразумевает изучение, как каждая конкретная страна может и должна обслуживать свои долги, при этом существуют различные механизмы, как убедить кредиторов. Хорошо известно, что Ирак – это не слаборазвитая страна, поэтому процедуры, которые применяются к слаборазвитым странам, вряд ли могут на него распространяться".

Подведем неутешительный итог: иракский долг, с большой степенью вероятности, будет переведен в клубные рамки с частичным списанием. Степень списания станет предметом упорной торговли. Что касается выплат по оставшейся части задолженности (если таковая вообще останется) и процентных выплат, – это, скорей всего, будет отложено на довольно длительный срок, что по смыслу мало чем отличается от полного списания.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей