Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Казалось бы, денег и так будет больше, ведь Евросоюз расширяется. Однако такого увеличения бюджета ЕС руководителям наднациональных органов кажется маловато. Ведь и расходы брюссельской казны после расширения сильно возрастут, поскольку придется дотягивать новичков из Восточной Европы до среднеевропейского уровня развития, расширять и распространять на них различные общесоюзные программы. Поэтому Еврокомиссия предлагает увеличить процент отчислений в "общак" из бюджетов всех стран-членов ЕС.
Сейчас страны отчисляют Евросоюзу всего 0,98% своего ВВП, но на деле это выливается во вполне кругленькую сумму – 100 млрд евро (без каких-то "копеек"). Таким будет бюджет ЕС в этом году (для сравнения: федеральный бюджет России составляет в пересчете всего около 75 млрд евро). Еврокомиссия хочет воспользоваться тем, что союзное законодательство допускает максимальный уровень бюджетных отчислений стран-членов в 1,24% от их ВВП, и настаивает на том, чтобы начать постепенно приближаться к этому лимиту. Поначалу Проди предлагал к 2013 г. увеличить бюджетные отчисления до 1,22% ВВП, но его обломали, и теперь он отстаивает компромиссный вариант – 1,15%. Это, конечно, незначительное увеличение, но и оно позволит европейской казне собирать с 25 стран-членов целых 143,1 млрд евро. А с учетом собственных доходов Евросоюза, его бюджет составил бы к 2013 г. 158,45 млрд евро, т.е. увеличился бы более чем в полтора раза.
Казалось бы, сотые доли процента ВВП – ничто для богатой Европы. Но какой получился резонанс! Возмущены, естественно, страны-доноры, которые отчисляют в союзный бюджет больше, чем из него получают. Дело в том, что европейская система перераспределения финансов на первый взгляд несправедлива: тот, кто больше платит, меньше получает обратно. Но это несправедливость вполне объективная, ведь средства перераспределяются в пользу отстающих. Львиная доля расходной части бюджета ЕС уходит на финансирование аграрного сектора и на структурные программы в отдельных слабо развитых европейских регионах. В итоге на сегодняшний день основным плательщиком является Германия, которая обеспечивает 22% доходной части бюджета ЕС. Конечно, и она получает многомиллиардные дотации для своих восточных земель (бывшей ГДР), но все равно в списке получателей стоит только на третьем месте. Получается, что если Германия в бюджетных отношениях с Брюсселем имеет "отрицательное сальдо" в 5 млрд евро, то наибольшее положительное – у Испании (почти 9 миллиардов).
Однако 6 из 11 бюджетных доноров ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Австрия и Швеция) в один голос заявили, что 1% ВВП – это для них предел отчислений в общий котел. У самих, дескать, в бюджете дыры – того и гляди, Проди по судам затаскает за нарушение Пакта стабильности. Причем заявление доноров было сделано еще до "поборнических" инициатив Еврокомиссии. Первые сообщения о бюджетных разногласиях в ЕС появились во второй половине декабря. Тогда, предвидя, что вскоре начнутся новые взносы на расширение, упомянутая шестерка официально обратилась в Европейскую комиссию с предложением до 2013 г. заморозить объем отчислений в союзный бюджет на уровне 1% ВВП. И нельзя было не заметить, что это произошло сразу же после провала декабрьских переговоров по конституции ЕС, причиной которого стала неуступчивость некоторых стран (членов и кандидатов), в первую очередь Польши и Испании, в вопросе перераспределения "голосов" в Совете ЕС. А поскольку Испания и Польша – в числе основных получателей помощи по линии бюджета ЕС, то, естественно, их решили проучить, заранее зарубив любое расширение дотаций. Чтобы не выпендривались.
Но вот теперь Еврокомиссия решительно встала на защиту "неимущих". А впрочем, одних ли только неимущих? Ведь европейским бюрократам тоже далеко не безразличен размер союзного бюджета. Недавно восточные европейцы, назначив в Еврокомиссию по одному представителю от своих стран, были просто шокированы размером окладов этих счастливчиков. Член комиссии (т.е. европейский министр) получает 18 тыс. евро в месяц, а сам председатель Проди – 22 тыс., притом что оклад, скажем, президента Польши составляет всего 3,5 тыс. евро – в Еврокомиссии столько получает секретарь. Одним словом, объединители Европы привыкли жить на широкую ногу. Работа у них такая, очень вредная – то и дело приходится ссориться с всякими премьерами да президентами и раскручивать национальные правительства на новые интеграционные инициативы. И взносы.
Брюссель знает, чего хочет