Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: media.theatre.ru |
Почему именно "Золотая Маска" взяла на себя организацию его гастролей? Стоит напомнить, что Лев Додин – постоянный фаворит фестиваля и чаще всех был его лауреатом. В 1998 г. "Пьеса без названия" по Чехову стала лучшим спектаклем (деления на малую и большую формы тогда не существовало), а Додина удостоили звания лучшего режиссера. Но тогда спектакль в столице показывал третий Международный Чеховский фестиваль, и действо вместило в себя и бассейн, и песочный пляж, и деревянное имение, в котором по ходу действия официанты накрывали столы, а господа съедали деликатесы. Актеры играли джаз и существовали на сцене по законам джазового свинга.
В 2000 г. для того, чтобы показать в Москве додинский "Чевенгур", дирекция "Маски" сняла огромный выставочный павильон в парке "Сокольники", куда зрителей подвозил от метро специальный автобус. Сколотили из досок амфитеатр от сцены почти до потолка. Наполнили водой 25-тонный бассейн. Герои "Чевенгура" строили коммунизм на голой земле. Насильственное счастье рождало только жертвы, их приносили нагими и голосящими в прозрачных полиэтиленовых мешках, и присыпали настоящей землей из таких же мешков. Земля-сцена не выдерживала и вставала дыбом, сметая с себя трупы. Орудием "могильщиков капитализма" служили лопаты, насаженные на кресты, и светящиеся булыжники. Символика была зловеще-марксистской, от безысходной пустоты неплодородной тверди персонажи Платонова в финале уходили под воду. За "Чевенгур" Лев Додин вновь удостоился звания лучшего режиссера. Этим решением жюри национального фестиваля на две недели обогнало церемонию в Таормине, на которой "Камитато дель артэ" вручил петербургскому режиссеру самую на сегодняшний день престижную международную театральную премию "Европа – театру".
Еще с 1998 г. Малый драматический театр из Санкт-Петербурга первым из российских коллективов получил статус Театра Европы, объединяющий избранных, а именно – театры, при жизни ставшие легендой. Третьим в мире после парижского "Одеона" и миланского "Пикколо" МДТ вошел в символический коллектив, основанный Джорджо Стреллером, бразды правления которого находятся все в той же Таормине. Из российских театров в Театр Европы ныне входит также Школа драматического искусства Анатолия Васильева.
На "Золотой маске-2002" додинская "Чайка" была премирована как "лучший спектакль большой формы". В этом году за спектакль "Дядя Ваня" Додин в который раз признан лучшим режиссером. Но начнет московский фестиваль МДТ лауреат "Золотой маски-2003" и обладатель Госпремии России, "Московский хор" по пьесе Людмилы Петрушевской. Московский спектакль петербуржцев посвящен вопросу, который, по мнению Булгакова, окончательно испортил москвичей, – квартирному. Действие происходит в перенаселенной коммуналке, и коммунальный быт буквально вырастает у режиссеров спектакля, Додина и его ученика Игоря Коняева, до размеров вавилонской башни.
Кроме спектаклей-лауреатов "Маски" будут показаны три постановки, никогда прежде в столицу из Санкт-Петербурга не приезжавшие. Во-первых, "Клаустрофобия" 1994 года по текстам Владимира Сорокина, Венедикта Ерофеева, Людмилы Улицкой и Марка Харитонова. В спектакль вошел отрывок из мистической пьесы Сорокина "Пельмени". Как видите авторов, ставших классиками сегодняшней "новой драмы", Сорокина и Петрушевскую с Улицкой, наиболее успешно освоил режиссер, которого театральный мир почитает как одного из самых знаменитых в современной России.
Во-вторых, покажут десятичасовых "Бесов" по Достоевскому. Спектакль будет играться в течение одного дня в три приема. Роман, который стал историческим предсказанием гениального писателя, к сожалению, поныне не потерял своей актуальности. Ведь говорят, когда молодая Советская власть хотела поставить памятник писателю, кто-то в шутку предложил написать на постаменте "от благодарных бесов". А если премия Солженицына, которая в этом году была присуждена экранизации "Идиота", существовала бы в 1991 году, ее присудили бы "Бесам" в постановке Додина.
В-третьих, покажут одну абсолютную театральную легенду – эпические "Братья и сестры" по Ф.Абрамову. С этого спектакля 19-летней давности началась слава додинского МДТ. Спектакль с триумфом гастролировал в четырнадцати странах. Награжден Государственной премией СССР (1986), в 1991 г. в Великобритании признан лучшим иностранным спектаклем года, в 1995 г. получил Итальянскую премию "UBU". До сих пор его звезды Петр Семак, Наталья Акимова, Сергей Власов, Наталья Фоменко, Игорь Скляр, Татьяна Шестакова играют так же здорово, как в год премьеры.
Как все великие спектакли, работы Льва Додина долговечны. И душа зрителя в его театре обязана трудиться. Но разве это не лучше, чем попусту убивать время?
Афишу гастролей МДТ можно изучить здесь.
В Европе чувствуется усталость от конфликта