Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Пока пряники заключаются, главным образом, в бесплатной раздаче в регионе удобрений и лекарств, а также выплате пенсий. Правда, 80% жителей Южной Осетии имеют гражданство РФ, а минимальная российская пенсия в 2,5 раза выше средней грузинской. Тем не менее, было бы ошибкой думать, что у Грузии просто не хватит денег, чтобы "купить" отколовшуюся республику. Да, Грузия сегодня – нищая страна, но Южная Осетия – еще беднее, а ее население составляет не более 60 тыс. человек (в 90-е годы несколько десятков тысяч человек уехали на ПМЖ или на заработки в Россию). К тому же, почти вся южноосетинская экономика – теневая. Скудный грузинский бюджет раз в 200 больше южноосетинского. В распространенном недавно заявлении аппарата государственного министра Грузии по урегулированию конфликтов с гордостью подчеркивается, что "подписана и начала действовать программа по экономической реабилитации зоны конфликта, которая рассчитана на выделение 2,5 млн евро", тогда как "нынешний бюджет Южной Осетии составляет около $1 млн в год".
На самом деле бюджет Южной Осетии, конечно, заметно больше $1 млн, но все равно крайне мал. В феврале прошлого года бюджетный офис парламента Грузии опубликовал исследование социально-экономического положения Цхинвальского региона (так в Грузии принято называть бывшую автономию). В этом документе тоже несколько сгущены краски, но в целом он достаточно объективен. Доходы южноосетинского бюджета в 2000 г. оценены в нем в $1,7 млн, из которых 54,5% принесли таможенные сборы. По нашим расчетам, в 2003 г. бюджетные поступления составили $2,5-2,8 млн, в том числе таможенные сборы – $1,7-1,8 миллиона. По сообщению начальника главного таможенного управления республики Константин Кабисова, за 9 месяцев прошлого года его подчиненные собрали 42,3 млн руб. (все расчеты в Южной Осетии осуществляются в российских рублях); однако в IV квартале, в связи с революционными потрясениями в Грузии, грузопоток по Транскавказской автомагистрали несколько сократился.
Весь легальный валовой региональный продукт – это лишь $15-20 млн в год. До войны в Южной Осетии была достаточно развитая промышленность – машиностроительная, горнодобывающая (руды цветных металлов), деревообрабатывающая, пищевая. Сейчас большинство этих предприятий простаивает. Годовой объем выпускаемой промышленной продукции выражается крохотной цифрой порядка $500 тысяч. Относительно стабильно (но не более чем на четверть своей мощности) работают только цхинвальский деревоперерабатывающий завод и предприятия по розливу минеральных вод. Сельскохозяйственное производство, которое ведут в основном мелкие семейные хозяйства, в значительной степени деградировало (в частности, пришли в негодность поливные системы) и лишь частично покрывает потребности внутреннего рынка. По данным министра экономики Южной Осетии Геннадия Кокоева, по состоянию на январь с.г. средняя зарплата в республике составляла 300 руб. в месяц, пенсия (тем, кто не обзавелся российским паспортом) – 100 рублей. Разумеется, прожить на эти деньги нельзя, и население активно занимается самопрокормом. Главное занятие – бизнес на "большой дороге".
Транскавказская автомагистраль воистину стала кормилицей всего региона, включая не только Южную Осетию, но и Горийский район Грузии. Так что объявленная Саакашвили беспощадная борьба с контрабандой больно ударила и по грузинам (к примеру, цена на мешок муки поднялась в этих местах до $50). Кроме того, в качестве ответной меры цхинвальские власти ввели ограничения на пропуск по данной трассе грузовых машин из "неприятельского стана" в Россию, что серьезно задело экономические интересы Грузии, особенно когда в конце июня случился оползень на Военно-грузинской дороге (она проходит восточнее Южной Осетии). Не случайно осторожные прежде обращения к Москве по поводу контроля над Рокским тоннелем переросли в последнюю неделю почти в истерику. К тому же, такой контроль окончательно лишил бы Цхинвали таможенных доходов. (По заявлению министра иностранных дел Южной Осетии Мурада Джиоева, "грузинская сторона уже давно ставит вопрос о взятии тоннеля под свой контроль, однако для Цхинвали это неприемлемо, и вести какие бы то ни было переговоры на эту тему, пусть даже с российской стороной, не имеет смысла".)
Огромный рынок в Эргнети – грузинском селе в зоне конфликта на административной границе Южной Осетии и Горийского района, откуда привезенная из России продукция расходилась по окрестным селам и переправлялась дальше в Грузию, теперь опустел. Разумеется, все это была чистой воды контрабанда. Правда и то, что свою долю с этой торговли имели высокопоставленные чиновники как Южной Осетии, так и Грузии. Кстати, по информации из упомянутого доклада грузинского парламента, в бюджет Южной Осетии поступала только десятая часть установленных сборов, а доход рядового таможенника за смену достигал $40-50 (в республике это большие деньги). В Грузию же товары через Транскавказскую магистраль завозились и вовсе беспошлинно.
Правда, в оценках соответствующего ущерба для грузинского бюджета Саакашвили по своему обыкновению горячится. Цифра, которую он называет, – $150 млн в год – еще не так давно звучала как общая сумма бюджетных потерь от контрабанды со всех направлений (при этом можно вспомнить, что министр экономики Грузии Каха Бендукидзе предлагает вообще обнулить ввозные пошлины). Вместе с тем грузинский президент не грешит против истины, когда заявляет, что "контрабанда является одним из главных источников доходов цхинвальских властей". Однако речь ведь идет не только о "коррумпированных чиновниках преступного режима", но и простых людях. Что им делать, если "на свету" они не могут найти источники к существованию? Замуровывая теневые ниши, Саакашвили фактически ничего реального не предлагает, но обещает молочные реки после возвращения региона под длань Тбилиси. Надо только начать кричать "Миша! Миша!", чтобы взамен отнятого куска хлеба получить надежду на булку с маслом...
В Европе чувствуется усталость от конфликта
Иностранные летчики специально нарываются на неприятности