Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Мотивация у словаков соответствующая: руководители института называют этот необычный шаг окончательным утверждением демократии в Словакии. Но при этом не все жители нового демократического государства согласны с этой акцией. Говорят, что эта нетривиальная акция разделила общество Словакии на два лагеря: одни хотят как можно больше узнать о своем прошлом, другие же, наоборот, понимают позицию нашей царской "охранки", уничтожившей все свои архивы, и предпочитают "дела давно минувших дней" не ворошить.
Вообще, истины ради стоит отметить, что первая позиция легко может обернуться "охотой на ведьм". По словам представителей института, несмотря на смену власти, сегодня некоторые высокопоставленные посты занимают бывшие агенты коммунистической службы госбезопасности. При этом бывший диссидент Федор Гал, непосредственно пострадавший от режима и имеющий полное право на эту информацию, убежден, что словацкое общество не готово к объективному восприятию "списка стукачей".
"Я не уверен, что мы готовы к общественным дискуссиям и что эта информация не будет использована в личных и общественных "войнах", - заявил он журналистам.
Фигура по своему статусу нейтральная, президент Словакии Иван Гашпарович назвал эту дилемму вопросом совести и морали. По его мнению, каждый должен сам найти в себе силы предстать перед народом и покаяться в своих грехах. А вот известный словацкий социолог Мартин Бутора, в пику президенту, считает, что дискуссия о коммунистическом прошлом страны будет способствовать лучшему пониманию сути коммунистического режима и причин, заставивших многих людей сотрудничать с госбезопасностью.
Кроме того, высказываются мнения о том, что сами опубликованные документы могут быть не достоверны. "Это - не доказательства, на основе которых можно делать правовые заключения. Тем более после того, как многие представители коммунистической партии были реабилитированы", - считают представители некоторых политических партий. При этом все сходятся во мнении, что к каждому случаю необходимо подходить индивидуально.
Словацкие СМИ утверждают, что в свете надвигающегося "рассекречивания" долгое время остававшейся тайной информации многие высокопоставленные чиновники могут лишиться своих постов. Но и прощение словакам не чуждо, 50% из них уже готовы простить раскаявшихся сексотов. Остается только надеяться, что и в России когда-нибудь возникнет подобная дискуссия. Но, кажется, у нас все же иначе.
Например аналитик общественного движения "За права человека" Евгений Ихлов уверен, что в Москве создается система доносов и вымогательства. А Николай Патрушев по понятным причинам полагает, что негласные информаторы спецслужб "делают благо для общества" и отношение в обществе к ним надо менять.
Ситуация резко изменилась