Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: newizv.ru |
Эдуард Кокойты: Михаил Саакашвили упустил уникальную возможность стать героем Осетии, признав с трибуны в Страсбурге независимость Республики Южная Осетия. Как демократ он бы поднял свои акции намного выше, так как признание ответственности за сложившуюся ситуацию, которую несут предшественники Саакашвили, действительно явилось бы сильным шагом. Тогда бы осетинский народ воспринял бы его как героя и встречал в Цхинвали с букетами. Но, к сожалению, этого не случилось. Предложение, которое озвучено грузинской стороной, имеет совершенно другую направленность. Поэтому мы вынуждены искать более конструктивные подходы и идти на диалог с учетом мнения осетинского народа и сложившихся реалий. Надо исходить из наших общих интересов, а не из устремлений третьих стран, которые навязывают нам сегодня новый передел Кавказа.
Статус Южной Осетии народ определил еще во время референдума 1992 г., когда 99,8% ее граждан проголосовали за независимость от Грузии. Сегодня мы видим, что т.н. "конструктивные" грузинские предложения – не что иное, как грамотная PR-кампания, организованная Михаилу Саакашвили в рамках ПАСЕ. Но в Страсбурге ему задают вопросы не только о статусе Южной Осети и Абхазии, но и по соблюдению прав человека и другим вопросам, в том числе и о судьбе Аджарской автономии. И когда Грузия сегодня фактически лишила свою единственную автономию – Аджарию – всех прав, как она может предлагать на этом фоне нам статус, права, широкие полномочия?
Очень многое зависит от взаимоотношений России и Грузии. Южная Осетия, наверное, больше остальных заинтересована, чтобы эти отношения были нормальными и только укреплялись. К сожалению, в последнее время они напряжены. Отмечу, что именно Россия – главный гарант мира и стабильности на Кавказе. Так что взаимодоверие и добрососедство Грузии и России должны укрепляться. Южная Осетия может стать как раз тем мостиком по налаживанию отношений России и Грузии, ведь 95% жителей нашей республики – граждане России.
Скажу, что никто не собирается занимать круговую оборону. Всем нам нужно отойти от военных терминов, а усилия и внимание бросить на экономическую интеграцию. Тогда, уверяю вас, будут сведены на нет многие казавшиеся неразрешимыми проблемы. Мы советуем это руководству Грузии, которое в последнее время все чаще использует военную составляющую. Но политика кнута и пряника в отношении осетин успеха не принесет.
"Y": Наш взгляд, возможно ли создание в будущем неких грузино-осетинских сил безопасности, о чем говорит грузинский президент?
Э.К.: Все, что предлагает сегодня Грузия, – исключительно рекламная акция. Да, уже есть такие силы безопасности – миротворческие силы по поддержанию мира в Южной Осетии. Эти силы уникальны, потому что в них входят представители Грузии, Северной Осетии и России. Трехсторонние силы и призваны быть силой, гарантирующей выполнение всех соглашений. Но мы настаиваем на мониторинге выполнения достигнутых соглашений и соблюдения прав человека в Грузии, потому что грузинская сторона нарушает все, что можно и нельзя. Меня беспокоит безопасность не только граждан Южной Осетии, но и осетин, которые проживают в Панкисском ущелье, в Кахетии – это Боржоми и другие районы, откуда постоянно идут беженцы. С приходом к власти Саакашвили эти процессы только усилились. Только за последнее время мы разместили более ста семей беженцев. Просьб и пожеланий очень много. Процесс выдавливания осетин с грузинской территории не прекращается.
"Y": Судя по заявлениями грузинских военных, обстановка в районе грузино-осетинского конфликта может резко обостриться весной нынешнего года. Фактически это ультиматум: Цхинвали отвергает пряник (условия Саакашвили), и тогда Тбилиси использует кнут...
Э.К.: Мы готовы к защите своих завоеваний. И самым большим завоеванием является независимость Южной Осетии, ее целостность, обеспечение безопасности жителей. Мы видим, что к зоне конфликта стягиваются все новые силы, а в саму Южную Осетию перебрасываются вооруженные формирования, которые проводят планомерную работу под командованием Министерства обороны Грузии. На данный момент в зоне конфликта в нарушение всех ранее достигнутых соглашений находится более 5,5 тыс. грузинских военных. Они проводят там ротацию. Мы позволяем это делать только потому, что хотим показать свою готовность к нормальному диалогу, и понимаем все трудности, которые сейчас испытывает сама Грузия. Власти в Тбилиси, в отличие от южноосетинского руководства, которое внимание и средства направляет на решение социальных вопросов, финансируют армию. На военные цели идет и зарубежная помощь. Идет откровенная, демонстративная подготовка к войне.
"Y": Насколько велика вероятность эскалации обстановки в зоне конфликта?
Э.К.: 80 на 20.
"Y": 20% приходится на мирное решение?
Э.К.: Да. Мы исходим из реального положения дел. Но эти 20% еще вселяют надежду. И мы надеемся, что разум возобладает.
"Y": Вы не исключаете, что при определенном развитии событий грузинские военные заблокируют Цхинвали и придется держать оборону?
Э.К.: Нам известны планы руководства Грузии по проведению молниеносной войны. Они учли те ошибки, которые допустили летом, разрабатывают планы операций по захвату стратегических коммуникаций не только вокруг Цхинвали, но и по всей Южной Осетии. Это и дорога, связывающая нас с Россией, и Рокский тоннель, и районы республики, которые расположены далеко от столицы. Мы учитываем все это. Прошлым летом нам удалось своими силами сдержать натиск, который организовали против Южной Осетии. Нельзя забывать о возможном появлении представителей братских народов Северного Кавказа, которые адекватно воспринимают милитаристские заявления, раздающиеся в Тбилиси. Нам готовы оказать содействие в случае агрессии.
"Y": Несколько дней назад ситуация в Южной Осетии вновь обострилась после задержаний ее граждан грузинскими силовиками и ответных действий осетинской стороны. Что происходит в республике в настоящее время?
Э.К.: Ситуация нормализовалась, обстановка спокойная. Я хотел бы поблагодарить сопредседателей СКК, которые провели большую работу по нормализации ситуации. Это еще раз говорит о том, что Смешанная контрольная комиссия, действующая в зоне грузино-осетинского конфликта, работает очень эффективно и ее присутствие крайне необходимо. Но сегодня мы видим попытки блокировать работу СКК или же подменить ее действия, поэтому в числе первоочередных задач – поддержка статуса и усилий комиссии, в которую входят представители четырех сторон: Грузии, России, Южной и Северной Осетии.
"Y": Ваш визит в Москву совпал с приездом президента Абхазии Сергея Багапша и главы Приднестровья Игоря Смирнова. Вам удалось с ними встретиться?
Э.К.: К сожалению, нет. Но был бы рад встрече с президентом Приднестровья Смирновым, с которым у меня сложились хорошие дружеские отношения. И с Сергеем Васильевичем Багапшем с большим удовольствием получше познакомлюсь. Я рад за абхазский народ, который достойно вышел из кризиса. Братские взаимоотношения между осетинами и абхазами имеют глубокие корни, так что мы будем сотрудничать и в дальнейшем. А первыми проблемами, которые мы будем обсуждать с Сергеем Багапшем, являются вопросы экономического сотрудничества Южной Осетии и Абхазии, интеграции экономик, культурного сотрудничества, обмена студентами и т.д. Наши народы дружили веками, и наше поколение политиков должно делать все для укрепления таких связей. Несмотря на все трудности политического характера и агрессивную политику Грузии, отношении Южной Осетии и Абхазии будут укрепляться.
"Y": Тем не менее, в ряде российских СМИ звучат прогнозы иного рода. В частности, визит в Москву лидеров Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья расценивается как "подготовка к последней обороне перед окончательной сдачей рубежей"...
Э.К.: Я не допускаю и в мыслях, что кто-то допускает сдачу каких-то рубежей. Южная Осетия не такая большая. Осетинский народ разделен; его большая часть живет на территории Российской Федерации в Северной Осетии, но мы настроены очень решительно и собираемся отстаивать свою независимость и интересы своих союзников до конца. Мы видим, какие усилия предпринимаются сегодня по выдавливанию России из Закавказья. Мы являемся форпостом России в стратегически важном регионе, не скрывали этого и не будем скрывать впредь. Все должны знать, что Южная Осетия была, есть и будет надежным союзником России.
"Y": А в случае критической ситуации руководство Южной Осетии может обратиться за военной помощью, с просьбой о защите?
Э.К.: В любом случае это право сохраняется за Россией, так как на территории Южной Осетии проживают ее граждане. Россия должна защищать своих граждан, где бы они не находились. Это не означает, что мы хотим, как говорится, спрятаться за спину России, мы сами в состоянии стоять за свою независимость. А дальше уже дело самой России, в каком виде она должна отстаивать интересы своих граждан.
Армия продолжает отрабатывать по объектам противника