КПРФ уходит в автономное плавание

Геннадий Зюганов провозгласил генеральную линию компартии: больше никаких союзов и блоков, никаких совместных оргструктур "во взаимоотношениях с потенциальными союзниками и попутчиками"


фото: vesti.ru



Завершившийся вчера в Подмосковье пленум ЦК КПРФ принял решение провести 11-й внеочередной съезд КПРФ в середине осени. Коммунисты не исключают, что к тому времени им придется заняться уже не планированием, а реализацией стратегии и тактики очередной парламентской кампании.

Как сообщил вчера журналистам Геннадий Зюганов, 29 октября коммунисты намерены не только внести в партийный устав "технические" поправки, связанные с последними изменениями в законодательстве, но и подвести итоги общественного народного референдума. Это означает, что до осени КПРФ осчастливит страну новым "ноу-хау" под названием "народный референдум".

Пока еще никто из представителей компартии не смог толком объяснить, что из себя будет представлять общественная альтернатива традиционному референдуму, проведение которого коммунистам запретили и ЦИК, и Верховный суд. Однако и без того понятно: пропаганда запрещенных вопросов (которые, по сути, являются конспектом идеологической платформы коммунистов) позволит партии плавно войти в парламентскую избирательную кампанию, даже если она начнется с опережением графика, а такой возможности здесь не исключают. Ко времени проведения съезда перспектива досрочных выборов может стать уже совершенно очевидной, поделился с прессой подозрениями зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. Не зря же так ускоренно работает Дума над новым выборным законодательством, а Центризбирком – над новой сеткой избирательных округов.

Впрочем, коммунистов волнует не столько собственная идеологическая база (с этим у них, в отличие от большинства конкурентов, все в порядке – вот, даже альтернативную программу развития страны презентовали), сколько тенденция к "растаскиванию" левопатриотического электората всевозможными псевдооппозиционными, по выражению Зюганова, клонами. По этому случаю лидер КПРФ поспешил конкретизировать основные принципы "взаимоотношений с союзниками и попутчиками". Опять же левопатриотическому электорату, несколько ошарашенному готовностью вождя дружить даже с либералами – лишь бы против власти (а таковая готовность была продемонстрирована на прошлом съезде), нужно было кое-что объяснить.

Главный принцип – никаких больше союзов и блоков. "Не будет новых ни ФНС, ни НПСР! Мы не будем надувать за счет партии некие внешние оргструктуры. Во взаимоотношениях с потенциальными союзниками и попутчиками никаких совместных оргструктур не должно создаваться, – объяснил товарищам Зюганов. – Печальный опыт, когда под лозунгом блока КПРФ-НПСР была предпринята попытка перелицовки партии, перекачки организационно-политических полномочий КПРФ в стороннюю структуру, нас многому научил".

Принцип второй: никаких совместных глобальных проектов. Солидарное голосование в Думе (как с "Родиной") – можно. Вместе на улицы, как с "Яблоком" и с НБП – сколько угодно. "Но все это должно встраиваться в нашу линию, в нашу политику, а не наоборот, – наставлял подчиненных Зюганов. – Никаких договоренностей, которые носят принципиальный характер. Действуем как политическая организация самостоятельно. И решаем вопросы проведения совместных акций на основе прежде всего наших установок".

Коммунисты убеждены, что и в автономном режиме они продержатся: по данным собственного Центра исследований политической культуры России, рейтинг КПРФ сейчас на уровне 22-24% среди граждан, определившихся с политическими предпочтениями. "Единая Россия" имеет более 30%, поддержка ЛДПР – на уровне 11-13%, а "Родина", внушающая в последнее время серьезные опасения как один из основных клонов-конкурентов, находится на грани преодоления 7%-ного барьера. Беспокоит коммунистов раскрутка на оппозиционном фланге Партии пенсионеров: туда вкладывают большие деньги, чтобы она была очередным клоном, способным отдать голоса "партии власти", убежден Зюганов. Впрочем, в рейтингах ведущих социологических служб Партия пенсионеров пока вообще не фигурирует, а вот позиции коммунистов далеко не так прочны.

Хотя по данным довольно либерального "Левада-центра" рейтинг коммунистов действительно колеблется в районе 20 -21%, "Единая Россия" имеет все 40, а то и больше. "Родина" с начала года вошла в пике, скатившись с 9 до 4% за февраль-май. Оценки ЛДПР на том же уровне, а вот про Партию пенсионеров серьезные социологи не вспоминают, хотя на региональных выборах она про себя забыть не дает.

По данным ВЦИОМа соотношение партийно-политических сил выглядит совсем по-другому. "Единая Россия" имеет 34%, КПРФ – всего 10%, ЛДПР и "Родина" – по 6 и 5%. Партийные симпатии сторонников разных идейно-политических течений за прошедший год существенно изменились, утверждают аналитики ВЦИОМа, и при этом компартия потеряла свой электоральный резерв.

Основу ее сторонников, как и прежде, составляют сторонники коммунистов. А вот вторая по значению для партии идейно-политическая группа – "сторонники других левых сил, в том числе социалистической и социал-демократической ориентации" – свои симпатии изменили. Если в прошлом году почти треть представителей этой группы выражали готовность голосовать за КПРФ, то в 2005 г. – только 4%. Разочаровавшиеся в КПРФ сторонники некоммунистических левых примкнули к "Единой России", "Родине" и ЛДПР. Между тем, "сторонники других левых сил" (это примерно 6% российского электората) – это пятая по значению группа после сторонников нынешнего политического курса (15%), сторонников сильного и социально ориентированного государства (15%), коммунистов (10%) и демократов, выступающих против угрозы диктатуры и произвола со стороны государства (7%). Сейчас некоммунистические левые находятся в активном поиске новой политической партии, выражающей их интересы, резюмируют социологи.

Не исключено, что стратеги КПРФ учли этот фактор: тенденцию к потере "сочувствующих" голосов они перебороть явно не в состоянии. Зато отказ от союза с попутчиками позволит сохранить старую гвардию. Этого хватит по крайней мере для того, чтобы преодолеть барьер на следующих парламентских выборах. Загадывать дальше вряд ли имеет смысл: по статистике, основной электорат КПРФ уже сейчас находится в преклонном возрасте.

Выбор читателей