Квартиру в Москве по-честному приобрести нереально

Студенты советуют друг другу забыть "программы молодых семей" как страшный сон, а улучшение своего жилищного положения связывают либо с карьерой в бизнесе, либо с наследством




Целевая программа "Молодежь Москвы" на 2007 – 2009 гг., одобренная правительством города 16 августа, заметно "подросла" по сравнению с одноименной программой, действующей сейчас. По крайней мере, если в 2004 – 2006 гг. она имела бюджет в 9,2 млрд руб., то с нового года ее финансирование существенно возрастет. Может быть, и не в 10 раз, как поговаривали в мае, когда программа была целиком составлена, но все-таки. Тем любопытнее посмотреть, насколько "Молодежь Москвы" сможет выполнить свою основную задачу, то есть помочь физическому и душевному развитию, а также жизненному обустройству молодых горожан.

Самая эффектная (и, вероятно, дорогостоящая) часть программы – обеспечение молодежи доступным по цене жильем. Свежим решением здесь явились доходные дома, первый из которых намечено открыть уже в будущем году. Снять квартиру дешевле рыночных цен, по словам заместителя столичного мэра по социальным вопросам Людмилы Швецовой, смогут даже малообеспеченные молодые москвичи, например, студенты. Ориентировочно цена аренды такой квартиры по теперешним ценам составит около $200 в месяц.

Однако все великолепие портит единственный факт: место, где будет построен первый дом, еще не определено, так же, как и не выделены участки для постройки всех последующих подобных домов. В этом, фактически, и состоит главная сложность проекта – вывести из коммерческого оборота участки драгоценной московской земли не слишком просто и не очень приятно для городского правительства.

Тем же, кому хочется получить квартиры в собственность, предлагаются разнообразные программы целевого кредитования. Они действительно куда выгоднее, чем обычные, но при этом требуют утомительной работы по постановке на учет и выправке необходимых документов. При этом многие молодые москвичи – они же иногородние студенты и выпускники московских вузов – вынуждены ездить за такими документами к себе на "историческую родину". А самое главное - при средней цене квадратного метра в Москве, вплотную подбирающейся к $4 тыс., любой, сколь угодно выгодный кредитный план остается недостижимой мечтой, поскольку и на первый взнос, и на ежемесячные платежи денег у большинства молодых семей не хватает.

Так что единственные адресаты ипотечной программы "Молодежи Москвы" по нынешним временам – это зажиточная, прилично зарабатывающая публика до 30 лет от роду, которым не лень добывать многочисленные справки ради существенных скидок. Студенты МГУ же, например, в большинстве своем советуют друг другу "забыть программы молодых семей" как страшный сон, и улучшение своего жилищного положения связывают либо с серьезной карьерой в бизнесе, либо с наследством. Многие же и вовсе приходят к неутешительному выводу: квартиру в Москве честному человеку приобрести нереально.

Куда ближе к жизни вторая часть программы – организация досуга молодежи, с тем чтобы предотвратить распространение экстремистских воззрений и других вредных привычек. В числе последних, наряду с алкоголем, наркотиками и игровой зависимостью, значатся такие "пороки", как "навязываемые молодым гражданам западные модные стереотипы" и "массовое подражание псевдоидеалам". В чем отличие псевдоидеалов от идеалов истинных и чем вредны западные стереотипы в отличие от стереотипов исконно русских, пока никем не разъясняется, однако в студенческих курилках фраза воспринята однозначно: "Будут давить неформалов".

Как же московские власти собираются отучать молодежь от вредных привычек и насаждать полезные? Конкретные шаги в виде общедоступных распоряжений мэрии пока не прописаны, но основные меры – если верить устным пояснениям работников Департамента по делам молодежи и студентов – делятся на две категории. Собственно, кнут и пряник. В качестве кнута предусматривается пока лишь отлучение заблудших от благ, причитающихся им по городской молодежной программе, а также профилактические беседы. Пряников же получилось куда больше: программой обещана организация многочисленных детско-юношеских студий, поддержка спортивных секций и турниров районного и городского масштаба, постройка новых спорткомплексов. По словам председателя Комитета по делам семьи и молодежи Москвы Олега Пильщикова, планируется как организовывать новые, так и по максимуму поддерживать имеющиеся кружки, секции и спортклубы.

Реальность такой поддержки, однако, вызывает большие сомнения у тех, кому эта помощь предназначается. Руководитель клуба юных техников, до недавнего времени существовавшего в Зеленограде, вспоминает, что не нехватка средств была причиной закрытия их клуба, куда со всего севера Москвы ездили юные велосипедисты и моделисты. Как и многие другие подобные заведения в Москве, этот некоммерческий клуб закрылся из-за того, что всеми правдами и неправдами районной управе удалось прекратить договор аренды, не приносивший ей никакой прибыли.

"Создать и поддерживать на плаву подростковую секцию трудно, но можно, - отмечает энтузиаст, сам еще не достигший тридцати, - а вот найти в Москве достаточно дешевое и пригодное для работы помещение – из области фантастики". Дело еще и в том, что если организовывать работу с молодежью нормально, с соблюдением всех формальностей, то подвальные помещения, которые активисты еще способны как-либо раздобыть для секции, для занятий непригодны. Удовлетворить всем санитарным и гигиеническим нормативам в подвалах невозможно, а значит, потребуются дорогие помещения. Сможет ли столичное правительство – даже и в рамках программы "Молодежь Москвы" - обеспечить вновь организуемым, а равно и старым, секциям и клубам крышу над головой?

Стимулировать, впрочем, собираются и по-другому. В духе времени – "адресно". Так, еще в мае, когда были впервые обнародовны некоторые подробности готовящейся программы, стало известно о готовящейся "карточной системе" поощрения социально активных москвичей. Под социальной активностью предполагалось понимать участие молодых людей в "правильных" общественных организациях и мероприятиях молодежного департамента правительства Москвы. Программа предусматривает накопительную систему бонусов, по которой активным молодым людям будут предоставляться скидки на притягательные для них товары и услуги – от продуктов в гипермаркете до абонементов в фитнес-центрах и отдыха на подмосковных горнолыжных базах. Новинкой явится и то, что достаточное количество бонусных баллов на карточках станет залогом внеконкурсного поступления в некоторые хорошие вузы – например, в МГТУ им. Баумана, МАИ, РГГУ.

Хотя новинкой подобную систему можно назвать только с технологической точки зрения. В МГУ, например, еще с советских времен существует подобная система, только негласная – называется она "студенческий союз". Молодые люди и девушки, участвующие в деятельности профкомов и студкомов, получают возможность учиться далеко не в полную силу. Да, собственно, учиться им особенно и некогда. Кроме того, функционеры студсоюзов пользуются практически тем же самым списком льгот и скидок, что и "социально-активная молодежь" по новой программе "Молодежь Москвы", исключая разве что продуктовые заказы. Защищать дипломные работы и диссертации университетским общественникам также не в пример легче, чем остальным. Взамен профсоюзное начальство требует лишь трех вещей: лояльности, лояльности и еще раз лояльности.

Будет жаль, если содержание новой программы "Молодежь Москвы" сведется к этой, явно недостаточной для решения насущных проблем, схеме.

Выбор читателей