Открытие цвета в эпоху Сталина

В зале "Домик Чехова" на Малой Дмитровке открылась выставка работ Татьяны Шевченко. Художница смело синтезировала различные художественные тенденции и стили – уникальная способность для советской эпохи




В отличие от артистов, сталеваров и фермеров, художники нечасто работают целыми поколениями. Потому что талант живописца, как, например, и писательский дар, редко передается по наследству. Тем не менее дочь известного художника первой половины прошлого столетия, Татьяна Александровна Шевченко, решила пойти по стопам отца. Талантливый живописец и один из основателей кубофутуризма, Александр Шевченко, называл Татьяну своим лучшим творением. Как и многие камерные художники ее времени, Татьяна сумела удачно соединить в своем творчестве импрессионистические тенденции с наиболее сильными реалистическими традициями русской школы, восходящими к наследию Сурикова, Репина и Серова.

Сегодня она считается представительницей так называемого "поэтического реализма", в русле которого еще в 1920-1930-е годы работали Р. Фальк и П. Кузнецов, А. Древин и Н. Удальцова. Ее лучшие работы украшают практически все крупные музеи бывшего СССР, другие же, менее известные широкой публике, представлены на выставке "Цвет вдохновения", которая открылась в выставочном зале "Домик Чехова" на Малой Дмитровке.

Влияние отца на живописный талант Татьяны Шевченко бесспорно, однако профессию художника она выбрала сама, причем еще в раннем детстве. "С первых лет жизни (в 1913 г.) потеряла мать и воспитывалась бабушкой и тетей, ставшей женой отца. "В детстве я много рисовала. Целыми днями в школе на уроках тоже занималась рисованием или чтением или писанием стихов, поэтому училась неважно", - вспоминает Татьяна в своей автобиографии.

Потеря матери почти в младенческом возрасте была не единственной трагедией Татьяны: в 1931 г. умер ее ребенок, следующий родился тяжелобольным. Только в 1936 г. художница смогла продолжить образование… дома, под руководством собственного родителя. Он же устраивал дочке первые заказы, правил и переписывал первые этюды и, разумеется, давал советы. Обучение дочери, которая с завидным упорством рожала детей и никак не могла приспособиться к житейским невзгодам, шло медленно, вплоть до середины 1940-х годов самостоятельных работ у Татьяны не было. Пока однажды, благодаря маленькому букетику огненных настурций, она не открыла для себя цвет. Так появились первые красочные натюрморты, за ними последовали портреты и жанровые сцены, а Татьяна Шевченко, наконец, получила полное право считаться самостоятельным художником. Оставаясь верной идеалам своей страны и своего времени, она инстинктивно, а порой и против своей воли, тяготела к западному искусству. В ее дневнике, рядом с трогательными мечтами создать серию работ, посвященную В.И. Ленину, соседствуют сбивчивые записи о европейской живописи: "Искусство Запада - оно не современно нам, оно не отвечает нашим требованиям, но какой у них цвет! Какая композиция! Нет, нельзя отбрасывать опыта западных художников. Мы, современные люди, люди Советского Союза, люди сталинской эпохи, должны создать свое изобразительное искусство на фундаменте лучших образцов всяческой культуры".

Что же касается самой художницы, то ее способность уловить и синтезировать различные художественные тенденции и стили едва ли пригодилась людям сталинской эпохи. К счастью, всемогущий папа тщательно оберегал любимую дочь от "культурных врагов" и даже набравшая силу художница сумела счастливо избежать упреков в формализме.

"Опираясь на хорошее знание прошлых и современных художественных процессов, тесно общаясь с известными художниками, поэтами, историками искусства, Шевченко оставалась мастером камерного творческого склада, вынужденного преодолевать и тяжелые жизненные невзгоды, и бороться с постоянными внутренними сомнениями и противоречиями. И, тем не менее, неизменно спасаясь только работой от житейской суеты и творческих огорчений, беззаветно влюбленная в цвет и в живопись Татьяна Александровна Шевченко сумела стать заметным художником второй половины ХХ века, уверенно заняв свою нишу в отечественном изобразительном искусстве", - считают кураторы выставки.

Выбор читателей