Саакашвили попробует приспособиться к Обаме

"Грузинская проблема" стоит далеко не на первом месте в списке вопросов, которые предстоит решать президенту США. Тем не менее некоторые эксперты полагают, что весной Грузии предстоит пережить еще одну революцию




Первую годовщину разгона митинга в Тбилиси грузинская оппозиция отметила очередной атакой на Михаила Саакашвили. Судя по заявлениям оппозиционных лидеров, их целью являлось досрочное проведение президентских и парламентских выборов. И, похоже, эта затея встретила понимание на Западе.

Сначала был обнародован отчет экспертов ОБСЕ, подтвердивший несостоятельность грузинской версии августовских событий в Южной Осетии. Затем, выступая перед представителями Евросоюза, в том же духе высказался сотрудничающий с международными наблюдателями бывший британский офицер Райан Грист. Из его замечаний следовало, что военная активность Грузии была зафиксирована еще до начала обстрелов Цхинвала. Следом эти выводы подробно и далеко не комплиментарно по отношению к Саакашвили прокомментировала The New York Times и другие влиятельные западные издания.

Одновременно в Грузии начала работать парламентская комиссия по расследованию августовских событий, а оппозиция, судя по появившимся в СМИ "утечкам", стала готовить текст ультиматума Саакашвили и обсуждать возможные даты досрочных выборов.

Еще одним фактором, добавившим энтузиазма противникам Саакашвили, стало избрание нового президента США, после которого в Тбилиси почему-то решили, что смещение нынешнего грузинского руководства станет одной из первых обещанных Обамой перемен.

Представитель Координационного центра грузинской оппозиции в Европе Леван Пирвели заявил, что "приход к власти Обамы означает уход Саакашвили". И добавил: "При Буше или Маккейне они не смогли бы его поменять, потому что это выглядело бы как уступка России", а теперь начинается время больших перемен. Идеологическим основанием этих прогнозов стали рассуждения о радикальном изменении внешнеполитического вектора американской политики. Дескать, это республиканцы развязывали войны и устраивали "цветные революции". А при демократе Обаме Америка возглавит "глобальное социальное пробуждение", и дни Саакашвили будут сочтены.

Такая зависимость от Вашингтона заставляет в который раз задуматься об особенностях грузинской государственности. Еще в сентябре, когда мало кто в Грузии сомневался в скорой отставке Саакашвили, представители грузинской оппозиции зачастили в Вашингтон. Большинство из них были замечены в контактах с представителями администрации Джорджа Буша и членами штаба Джона Маккейна. А Нино Бурджанадзе консультировалась не только с республиканцами, но и с командой Обамы. И не прогадала: сегодня именно ее считают наиболее реальным претендентом на роль нового грузинского лидера.

В общем, и реакция на победу Обамы, и публикации в западных СМИ, и смелые заявления оппозиции легко сложились в картину кампании, нацеленной на свержение нынешнего грузинского президента. Лидеры оппозиции заявляли, что начавшийся 7 ноября митинг закончится только с отставкой Саакашвили. Но на деле все получилось иначе. Оппозиция планировала вывести на улицы 100 тысяч человек, повторив рекорд прошлого года, но сумела мобилизовать не более 10 - 15 тысяч протестующих. Такое снижение накала народного неприятия нынешнего режима вполне согласуется с данными, которыми располагают социологи. Из результатов опроса, проведенного Институтом социальных исследований и анализа, следует, что затею оппозиции поддержали только 5% опрошенных. Отчасти это может объясняться тем, что от участия в митинге отказалась часть оппозиционных организаций, которые еще в сентябре начали диалог с властью.

В целом же эксперты объясняют пассивность населения скептическим отношением к оппозиции, лидеры которой сами недавно покинули власть, опасением дестабилизировать обстановку в разгар экономического кризиса и умелой игрой команды Саакашвили на антироссийских настроениях. Активная пропаганда формулы "Борешься с властью – помогаешь России" отразилась и на лозунгах, под которыми митинговали протестующие. Наиболее популярными плакатами были: "Стоп, Миша!", "Стоп, Россия!" и портрет Обамы с надписью "Америка, в которую верим".

Но главными факторами, затормозившими выброс "народного негодования", стали снижение финансирования и выжидательная позиция Вашингтона. Это значит, что ситуация еще может измениться. До сих пор возможность скорого смещения Саакашвили представлялась достаточно сомнительной. По мнению одного из британских экспертов, несмотря на раздражение, которое вызвала в Белом доме "самодеятельность Саакашвили", США не поддержат новую грузинскую революцию. Речь могла бы идти о "дворцовом перевороте", однако время для этого сценария уже упущено.

Аналогичную точку зрения высказывают и авторы американских изданий, по мнению которых, сегодня внимание американских элит сосредоточено на финансовом кризисе и им не до Грузии. Оппозиция может митинговать сколько хочет, правозащитники могут называть стиль правления грузинского президента авторитарным... тем не менее "в ближайшее время Саакашвили не будет отправлен в отставку", – выносит вердикт The Washington Post. То есть администрация Буша не даст санкции на его смещение.

И ее можно понять. Подобно тому, как Россия не могла позволить себе "сдать" Южную Осетию, США не готовы "сдавать" лояльных им политиков. Речь идет не только о Грузии – ровно ту же проблему американцы имеют на Украине, где президентство Ющенко уже обернулось коллапсом власти и серьезными экономическими проблемами, усиленными мировым кризисом.

Но подобные осложнения не слишком важны для западных государств, занятых реализацией долгосрочных проектов, подтверждением чему стал последний кульбит Узбекистана, решившего вдруг приостановить свое членство в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Сколько бы в США и Европе ни клеймили "тоталитарный режим" Каримова, задача прокладки и наполнения трубопроводов в обход России важнее разговоров о правах человека. Ради того, чтобы Узбекистан присоединился к проекту Nabucco, можно отменить введенную в 2005 г. политическую блокаду и пойти на другие уступки.

В таком контексте совершенно не понятно, зачем смещать Саакашвили, совершенно лояльного своим американским партнерам. Тем не менее некоторые эксперты полагают, что через пару месяцев после инаугурации Обама все же займется проблемой Саакашвили, и весной Грузии предстоит пережить еще одну революцию. Не зря же готовили на роль нового президента Нино Бурджаназде, которая, как полагают в Грузии, скоро перейдет к более активным действиям.

Из сказанного, впрочем, не следует, что Саакашвили не сможет проявить достаточную гибкость, чтобы вписаться в новые веяния и стать "своим сукиным сыном". Уже для администрации Барака Обамы.

Выбор читателей